Пояснительная записка к рабочей программе
1.Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1087).
2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03 .2004 №
131 2).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российсской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011.;
4.Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации;
5. Примерная рабочая программа и поурочные разработки. 10—11 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Л. М.
Рыбченкова, И. Н. Добротина. — М. : Просвещение, 2021. — 176 с. — ISBN 978-5-09-074587-1.
6.Учебный план МБОУ «Карьевская СОШ».
2. Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся:
- Русский язык. 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л. М. Рыбченкова, И. Н. Добротина.
— М. : Просвещение, 2020. — 272 с. — ISBN 978-5-09-073957-3.
Для учителя:
Для учителя:Русский язык. 10—11 классы: учебн. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л. М. Рыбченкова, И. Н. Добротина.
— М. : Просвещение, 2020. — 272 с. — ISBN 978-5-09-073957-3.
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации;
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена 28 июня 2016 г. Протокол от № 2/16//. Реестр примерных
основных общеобразовательных программ
3. Компьютер с доступом в сеть интернет, мультимедийный проектор, экран.
4. Количество часов по учебному плану: общее: 34 час; в неделю: 1 час.
5. Курс русского языка в X—XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно
ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к
трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее
разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и
пунктуационной грамотности.
6. В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 10-11 классах по данной программе
сводятся к следующему:
-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии,
грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного
русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их
признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных
типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
7. В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в
различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса;
- расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей;
- развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Специфические требования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения:
- осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, различия их фонетической, лексической и грамматической систем;
- вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации.
8. Распределение учебной нагрузки по полугодиям:
1 полугодие
2 полугодие
(16 недель)
(18 недель)
16
18
Учебных часов
Из них:
контрольных
работ
2
4
Учебный год
(34 недели)
34
6
9.Содержание тем учебного курса 11 класс
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные принципы русской пунктуации.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные побудительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по структуре (односоставные и
двусоставные) Классификация предложений по наличию главных членов.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Соединительное и интонационное тире. Согласование сказуемого
и подлежащего.
Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Управление при словах, близких по значению. Падеж определений,
включённых в сочетание, состоящее из числительного и существительного в родительном падеже.
Однородные члены предложения и их отличительные признаки. Виды сочинительных союзов ( соединительные, противительные,
разделительные). Знаки препинания при однородных членах. Однородные и неоднородные определения и приложения. Обобщающие слова
при однородных членах и знаки препинания при них.
Понятие об обособлении. Обособленные определения. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными
причастиями и прилагательными.
Обособленные приложения. Согласованное и несогласованное приложение. Приложения, присоединяемые союзом КАК, обособленные
дополнения.
Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства,
выраженные существительными с производными предлогами.
Уточняющие, дополнительные и присоединительные конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Понятие о вводных словах. Группы вводных слов. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами
предложения (вводные слова и словосочетания, вставные конструкции).
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения.
Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение
Сложносочинённое предложение (ССП). Знаки препинания в ССП. Сочинительные союзы, их виды (соединительные, противительные,
разделительные) в ССП в соответствии с пунктуационными нормами.
Сложноподчинённое предложение (СПП). Знаки препинания в СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Знаки препинания в СПП
с одним придаточным.
Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Подчинительные союзы и союзные слова. Способы связи между частями СПП с несколькими придаточными (однородное,
последовательное, параллельное). Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение (БСП). Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания в БСП.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге и цитатах. Не собственно прямая речь.
Прямая и косвенная речь.
Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Преподавание данного курса осуществляется в соответствии с составленной рабочей программой, на основе указанной программы,
методических рекомендаций авторов учебника.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Дата
план
факт
Тема урока
Основные принципы русской пунктуации.
Простое предложение.
Предложения повествовательные, вопросительные,
побудительные. Восклицательные предложения.
Предложения двусоставные и односоставные. Неполные
предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Некоторые случаи
согласования в числе сказуемого с подлежащим.
Особенности употребления второстепенных членов предложения.
Предложения с однородными членами предложения. Знаки
препинания между однородными членами.
Однородные и неоднородные определения. Согласование в
предложениях с однородными членами.
Контрольный тест на изученные темы.
Предложения с обособленными и уточняющими членами
предложения.
Обособление определений.
Построение оборотов с распространенными определениями,
выраженными причастиями и прилагательными.
Обособленные приложения и дополнения.
Приложения и их обособление. Обособление дополнений.
Обособление обстоятельств.
Уточняющие обстоятельства
Сравнительные обороты
Контроль знаний
Работа с текстом
Упр.329, 330 по Розенталю
Комментированное письмо
Задания. 8, 21 ЕГЭ
Работа с текстом
Задания 16, 21 ЕГЭ
Комментированное письмо
Задания 17, 21 ЕГЭ
Задание 8 ЕГЭ
Комментированное письмо
Задания 8, 21 ЕГЭ
Задание 17 ЕГЭ
Работа с текстом. Задание 21 ЕГЭ
Работа с текстом. Задание 21 ЕГЭ
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32-33
34
Контрольная работа за 1 полугодие
Работа над ошибками.
Вводные слова, обращения и междометия.
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции
Обращение. Междометия в составе предложения и словапредложения да и нет.
Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Урок-практикум. Знаки препинания в сложносочиненных
предложениях.
Сложноподчинённое предложение.
Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.
Урок-практикум. Сложноподчиненное предложение с одним
придаточным.
Синонимия сложноподчиненных предложений и предложения с
причастными и деепричастными оборотами.
Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими
придаточными.
Урок-практикум. Сложноподчиненные предложения с двумя или
несколькими придаточными.
Некоторые недочеты и ошибки в построении
сложноподчиненных предложений.
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Урок-практикум. Знаки препинания в бессоюзных сложных
предложениях
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами
связи.
Урок-практикум. Знаки препинания в сложных предложениях с
разными видами связи.
Контрольный тест по теме «Сложное предложение».
Прямая и косвенная речь.
Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания
при цитатах.
Итоговая контрольная работа
Работа над ошибками.
Задания 18, 21 ЕГЭ
Задания 18, 1 ЕГЭ
Задание 16, 21 ЕГЭ
Задания 16, 21 ЕГЭ
Комментированное письмо
Задание 19 ЕГЭ
Работа с текстом
Задание 20, 21 ЕГЭ
Задания 20, 21 ЕГЭ
Задание 8 ЕГЭ
Синтаксический разбор
Задание 21 ЕГЭ
Задание 21 ЕГЭ
Комментированное письмо
Объяснительный диктант
Работа с текстом
Задание 8 ЕГЭ
Тесты ЕГЭ