Рабочая программа по русскому языку, ООО, 8 класс, 2023-2024

Пояснительная записка
1. Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки
России от 17.12.2010 № 1897, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712;
3. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
6. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ
Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766).
7. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации;
8. Устав МБОУ «Карьевская СОШ»;
9. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Карьевская СОШ»;
2. Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся:
· Русский язык. 8 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –
5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 270 с.
· Использование рабочих тетрадей при изучении русского языка в 8 классе не предусмотрено.
Для учителя:
· Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова,
В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы / сост.Харитонова Е.И. – М. : Дрофа, 2014;
3. Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.
4. Количество часов по учебному плану: 3 часа в неделю, всего102 часа.

5. Важнейшая цель обучения русскому языку в 5—9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему

как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими
общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть
разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного
восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать
язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.

·
·
·
·
·

Задачи:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности,
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободным владением русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических
ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга
используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

6. Тематическое планирование
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. ·

Содержание
Введение. Русский язык в системе славянских языков.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Простое предложение. Двусоставное предложение: главные члены
предложения, второстепенные члены предложения.
Односоставные предложения.
Простое осложненное предложение. Предложения с однородными
членами
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и

Часы
1ч
7+1 РР
4
17+3 РР
11 +4 РР
13
10+2РР

8. ·
9.
10.
11.
12.

междометиями
Предложения с обособленными членами.
Прямая и косвенная речь.
Повторение и обобщение изученного в 5 – 8 классах.
Резервные уроки
Итого
Из них на развитие речи

7. Основное содержание программы 8 класса: (102 часа)

·
·
·
·
·

Введение
Язык. Правописание. Культура речи.
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах)
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Простое предложение.
Двусоставное предложение:
главные члены предложения;
второстепенные члены предложения.
Односоставные предложения.
Простое осложненное предложение:
предложения с однородными членами;
предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями;
предложения с обособленными членами.
Прямая и косвенная речь.
Повторение и обобщение изученного в 5 – 8 классах.
8. Информация об используемых технологий обучения:
· уровневая дифференциация;
· проблемное обучение;
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии.
9. Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения, зачеты.
10. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения учащимися 8 класса основной школы программы по русскому языку:

15+3РР
5+ 2 РР
3
1
102ч
15 РР

Личностные результаты освоения русского языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
_-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельны поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации
общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного
языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые
типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

1.
2.
3.
4.
5.

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться
орфографическим словарём;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их
употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приёмом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к
морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами
типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; опознавать основные способы
словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно суффиксальный, сложение разных видов); сращение,
переход слова одной части речи в другую;
- по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и
употреблении слов; пользоваться грамматико- орфографическим словарём;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова общественно-политической и
морально-этической тематики с не проверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим
словарём;
_-по синтаксису: различать изученные виды осложненных простых предложений; интонационно выразительно произносить
предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях
1. Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
Htpp//edu.1september.ru
WWW.scool.edu.ru
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

6.
7.
8.
9.

Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8Интерактивные таблицы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
урок
а
1.

2.

3.

4.

5.
6.

Раздел, тема

Тип урока

Виды
деятельности

Русский язык в
системе славянских
языков

комбинирова
нный

Анализ текста,
составление
вопросов

Буквы Н,НН в
суффиксах
прилагательных,
причастий и
наречий.
Слитное и
раздельное
написание НЕ и НИ
с разными частями
речи
Слитное и
раздельное
написание НЕ и НИ
с местоимениями и
наречиями
Употребление в
тексте частицы НИ.
Дефисное

Урок
повторения

Анализ текста,
разные виды
разбора, разбор по
составу

Тест

Закрепить умение
различать части речи и
уметь правильно писать
Н.НН в словах

Урок
повторения

Анализ языкового
материала

Упр.25

Уметь правильно писать
не с разными частями речи

Урок
повторения

Комплексный
анализ текста,
разбор слов по
составу

Упр. 28

Уметь различать части
речи и выделять
словосочетания из
предложения

Урок
закрепления
Комбинирова

Анализ текста
Разбор по составу,

Виды
контроля

Предметные результаты
Иметь понятие о русском
языке как о славянском

Упр. 33

Уметь писать со словами
НЕ и НИ
Уметь употреблять дефис

УУД
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с
достаточной полнотой и точностью уметь выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные:самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные:объяснять языковое явление,
процессы, связи и отношения.
Личностные:формирование знания о взаимосвязи
языка с культурой и историей России
Коммуникативные:
устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации.
Регулятивные:
самостоятельно выделять и проектировать
познавательную цель, искать и выделять необходимую
информацию.
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе урока

написание слов

нный урок

Слитное,
полуслитное и
раздельное
написание наречий
и соотносимых с
ними словоформ
других частей речи
Развитие речи.
Повторение. Речь,
её разновидности.
Стили речи,
способы и средства
связи предложений
в тексте.

комбинирова
нный

9.

Контрольный
диктант

Урок
проверки
знаний

10

Словосочетание и
предложение как
единицы
синтаксиса.
Словосочетание.
Виды связи слов в
словосочетании

Урок
комбинирова
нный

Анализ языковых
явлений

Уметь различать слова с
предлогами,
словосочетания и
предложения.

Урок
усвоения
новых знаний

Уметь вычленять СС из
предложения,

Употребление
словосочетаний в
речи

Урок
комбинирова
нный

Исследование
таблицы,
конструирование
предложений
Составление СС с
разными видами
связи

7.

8.

11

12

Урок
повторения

орфоэпический
разбор
Анализ
омонимичных
конструкций

Анализ текста,
построение
собственных
текстов.

Упр. 35

в словах разных частей
речи
Уметь различать омонимы
разных частей речи

Создание
текста

Уметь определять тему
текста, его идею, знать
стили речи, создавать
тексты определенного
стиля

Диктант

Проверка уровня
сформированности умений
в области орфографии и
пунктуации.

Тест

Уметь правильно
употреблять СС в речи

Коммуникативные: добывать недостающую
информацию с помощью вопросов
Регулятивные: применять методы информационного
поиска
Познавательные: обнаружить те или иные понятия в
работе с текстом.
Личностные: формирование к мотивации изучения
материала
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга;
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
грамматического и синтаксического исследования.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к
обучению
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные: классификация объектов;
подведение под понятие; выделение следствий;
установление причинно-следственных
связей; построение логической цепи рассуждений,
доказательств;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с
условиями коммуникации
Личностные: формирование навыков организации и
анализа своей деятельности в составе группы

13

Предложение и его
типы.

комбинирова
нный

14

Простое
предложение.
Интонация простого
предложения

Урок
усвоения
новых знаний

15

Главные члены
предложения.
Подлежащее и
способы его
выражения.

Урок
усвоения
новых знаний

16-17

Развитие речи.
Изложение
(аудирование)

Урок
развития
речи

Анализ языковых
явлений,
синтаксический
разбор
Чтение текстов

Синтаксический
разбор

Уметь правильно
характеризовать
предложение
Выразительное
чтение вслух

Уметь читать с
интонацией

Выборочный
диктант

Уметь выделять и
характеризовать главные
члены предложения.

Изложение

Уметь грамотно и
последовательно излагать
текст

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные: классификация объектов;
подведение под понятие; выделение следствий;
установление причинно-следственных
связей; построение логической цепи рассуждений,
доказательств;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с
условиями коммуникации
Личностные: формирование навыков организации и
анализа своей деятельности в составе группы
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные: классификация объектов;
подведение под понятие; выделение следствий;
установление причинно-следственных
связей; построение логической цепи рассуждений,
доказательств;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с
условиями коммуникации
Личностные: формирование навыков организации и
анализа своей деятельности в составе группы
Регулятивные: саморегуляция как способность к
мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к
выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к
преодолению препятствий.
Познавательные: поиск и выделение информации;
применение методов информационного поиска, в том
числе и с помощью компьютерных средств, выбор
вида
чтения
в
зависимости от
цели;
восприятие текстов разных стилей; умение адекватно
передавать содержание текста; составлять тексты
различных жанров.

18-19

Сказуемое и
способы его
выражения

Урок
усвоения
новых знаний

Синтаксический
разбор

Тест

Уметь находить сказуемое,
характеризовать его

20-21

Тире между
подлежащим и
сказуемым..

Урок
усвоения
новых знаний

Синтаксический
разбор

Знать правила постановки
тире между подлежащим и
сказуемым, уметь
применять правило на
письме

22

Правила
согласования
главных членов
предложения

Урок
усвоения
новых знаний

Синтаксический
разбор

Уметь согласовать
сказуемое с подлежащим

Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Личностные: формирование устойчивой мотивации к
обучению на основе алгоритма выполнения задач
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные: классификация объектов;
подведение под понятие; выделение следствий;
установление причинно-следственных
связей; построение логической цепи рассуждений,
доказательств;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с
условиями коммуникации
Личностные: формирование навыков организации и
анализа своей деятельности в составе группы
Коммуникативные: добывать недостающую
информацию с помощью вопросов (познавательная
инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения.
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самокоррекции учебной деятельности.
Коммуникативные: добывать недостающую
информацию с помощью вопросов (познавательная
инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения.
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самокоррекции учебной деятельности.

23

Контрольная работа

Урок
контроля.

Диктант и тест

24-25
26-27

Второстепенные
члены предложения.
Определение.
Дополнение.

Урок
усвоения
новых знаний
Урок
усвоения
новых знаний

Орфографическая
работа, анализ
предложений
Пунктуационный
и
орфографический
разбор

28

Обстоятельство.

Урок
усвоения
новых знаний

Конструирование
предложений

Выборочный
диктант

29

Обстоятельство,
выраженное
сравнительным
оборотом

Урок
усвоения
новых знаний

Синтаксический
разбор

Самостоятельн
ая работа

30

Порядок слов в
предложении

Урок
комбинирова
нный

Анализ текста,
предложений

Коплексный
анализ текста

Уметь находить
определение в тексте,
знать о приложении
Уметь находить
дополнения в тексте,
различать дополнение и
подлежащее

Уметь определять
обстоятельство в
предложении и способы
его выражения.
Уметь узнавать
сравнительный оборот,
различать синтаксические
конструкции

Уметь грамотно строить
предложения

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга;
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
грамматического и синтаксического исследования.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к
обучению
Коммуникативные: формировать навыки учебного
сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой
работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования предложений с определением.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к
обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Коммуникативные: организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую
силу своего научения, свою способность к
преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения.
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самокоррекции в индивидуальной и коллективной
деятельности при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: устанавливать рабочие
отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования синтаксических конструкций.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к

31

Контрольная работа
по теме «Главные и
второстепенные
члены
предложения»

Урок
проверки
знаний

Диктант и тест

32

Работа над
ошибками

Урок
повторения и
обобщения

Анализ диктанта

Тест

Уметь объяснять
правописание слов

33

Развитие речи.
Репортаж как жанр
публицистики.
Репортажповествование

Урок
развития
речи

Анализ текста,
план к тексту.

Составление
собственного
репортажа

Уметь грамотно сочинять
репортаж-повествование

34

Виды
односоставных

Урок
усвоения

Синтаксический
разбор,

Работа со
схемами

Уметь различать виды
односоставных

обучению в группе.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу
своего научения, свою способность к преодолению
препятствий и к самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
Личностные: формирование навыков
самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной
и коллективной деятельности при консультативной
помощи учителя
Коммуникативные: организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую
силу своего научения, свою способность к
преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения.
Личностные: формирование навыков самоанализа.
Регулятивные: саморегуляция как способность к
мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к
выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к
преодолению препятствий.
Познавательные: поиск и выделение информации;
применение методов информационного поиска, в том
числе и с помощью компьютерных средств, выбор
вида чтения в зависимости от цели;
восприятие текстов разных стилей; умение адекватно
передавать содержание текста; составлять тексты
различных жанров.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Личностные: формирование устойчивой мотивации к
обучению на основе алгоритма выполнения задач
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с
достаточной полнотой и точностью выражать свои

предложений.

новых знаний

составление схем

35

Определенноличные
предложения.

Урок
усвоения
новых знаний

Синтаксический
разбор,
составление схем

36-37

Развитие речи.
Изложение
(аудирование)

Урок
развития
речи.

38-39

Неопределенноличные
предложения

Урок
усвоения
новых знаний

Синтаксический
разбор, работа по
схемам

40

Обобщенно-личные
предложения

41

Безличные
предложения

42

Назывные
предложения

43

Понятие о
неполных
предложениях. .
Обобщающий урок

Урок
усвоения
новых знаний
Урок
усвоения
новых знаний
Урок
усвоения
новых знаний
Урок
комбинирова
нный
Урок
закрепления
и

Синтаксический
разбор, работа по
схемам
Синтаксический
разбор, работа по
схемам
Синтаксический
разбор, работа по
схемам
Синтаксический
разбор, работа по
схемам
Синтаксический
разбор, работа по
схемам

44

Работа со
схемами,
анализ
предложений

Изложение

Тест
Самостоятельн
ая работа
Тест

Тест или
объяснительны
й диктант

предложений, составлять
схемы предложений
Знать отличие
определенно-личных
предложений от других
видов.

Научиться писать
изложение, сохраняя
строение текста и
языковые средства,
характерные для
определенного стиля.

Уметь находить,
характеризовать и
употреблять в речи
неопределенно-личные
предложения
Уметь находить,
характеризовать и
употреблять в речи
обобщенно-личные,
назывные, безличные, и
др. виды односоставных
предложений

мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самокоррекции учебной деятельности.
Коммуникативные: устанавливать рабочие
отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
написания изложения.
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самокоррекции учебной деятельности.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с
достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самокоррекции учебной деятельности.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества

обобщениия

45

Контрольный
диктант.

Урок
проверки
знаний

Диктант и
тесты

46

Работа над
ошибками

Урок
повторения и
обобщения

Анализ диктанта

Тест

Уметь объяснять
правописание слов

47-48

Развитие речи.
Статья.

Урок
развития
речи

Анализ текста,
план к тексту.

Составление
статей

Уметь грамотно сочинять
статью

Познавательные: классификация объектов;
подведение под понятие; выделение следствий;
установление причинно-следственных
связей; построение логической цепи рассуждений,
доказательств;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с
условиями коммуникации
Личностные: формирование навыков организации и
анализа своей деятельности в составе группы
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу
своего научения, свою способность к преодолению
препятствий и к самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
Личностные: формирование навыков
самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной
и коллективной деятельности при консультативной
помощи учителя
Коммуникативные: организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую
силу своего научения, свою способность к
преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения.
Личностные: формирование навыков самоанализа.
Регулятивные: саморегуляция как способность к
мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к
выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к
преодолению препятствий.
Познавательные: поиск и выделение информации;
применение методов информационного поиска, в том
числе и с помощью компьютерных средств, выбор
вида чтения в зависимости от цели;
восприятие текстов разных стилей; умение адекватно
передавать содержание текста; составлять тексты

49-51

Простое
осложненное
предложение.
Предложения с
однородными
членами. Какие
члены предложения
являются
однородными.

Комбинирова
нный урок

Работа по схемам,
анализ
предложений,
синтаксических
конструкций

52-54

Как связаны между
собой однородные
члены предложения.
Пунктуация при
однородных членах.
Однородные и
неоднородные
определения.

комбинирова
нный

Работа по схемам,
анализ
предложений,
синтаксических
конструкций
Работа по схемам,
анализ
предложений,
синтаксических
конструкций

Тест

Обобщающие слова
при однородных
членах.

Урок
усвоения
новых знаний

Работа по схемам,
анализ
предложений,
синтаксических
конструкций

Тест

55-56

57-58

Урок
усвоения
новых знаний

Знать о понятии
однородности, уметь
составлять по схеме
предложения, доказывать
однородность слов

Самостоятельн
ая работа

Знать о видах связи между
однородными членами
предложения, правльно
расставлять знаки
препинания при
однородных членах
предложения. Различать
однородные и
неоднородные
определения
Знать о обобщающих
словах, уметь правильно
расставлять знаки
препинания при
однородных членах с
обобщающими словами

различных жанров.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Личностные: формирование устойчивой мотивации к
обучению на основе алгоритма выполнения задач
Коммуникативные: добывать недостающую
информацию с помощью вопросов (познавательная
инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения.
Личностные: формирование навыков работы по
образцу при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: добывать недостающую
информацию с помощью вопросов (познавательная
инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения.
Личностные: формирование навыков работы по
образцу при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: устанавливать рабочие
отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
написания изложения.
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самокоррекции учебной деятельности.

59

Обобщающий урок
по теме
«Однородные члены
предложения»

Урок
закрепления
и
обобщениия

Синтаксический
разбор, работа по
схемам

60

Контрольная
работа.

Урок
проверки
знаний

61.

Работа над
ошибками

Урок
повторения и
обобщения

Анализ диктанта

62-63

Предложения с
обращениями

Урок
комбинирова
нный

Анализ текста,
пунктуационный
анализ
предложений

64-65

Предложения с
вводными
конструкциями.

Урок
усвоения
новых знаний

Анализ текста,
пунктуационный
анализ
предложений

Тест или
объяснительны
й диктант

Знать об однородных
членах, уметь правильно
расставлять знаки
препинания при них

Диктант и тест

Тест

Уметь объяснять
правописание слов

Знать, что такое
обращение, уметь
правильно расставлять
знаки препинания при
обращении
Знать, что такое вводные
слова и конструкции, знать
их функции в
предложении, уметь их

Коммуникативные: устанавливать рабочие
отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
написания изложения.
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самокоррекции учебной деятельности.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу
своего научения, свою способность к преодолению
препятствий и к самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
Личностные: формирование навыков
самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной
и коллективной деятельности при консультативной
помощи учителя
Коммуникативные: организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую
силу своего научения, свою способность к
преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения.
Личностные: формирование навыков самоанализа.
Коммуникативные: устанавливать рабочие
отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления,

66-68

Предложения с
вставными
конструкциями.
Предложения с
междометиями и
словами ДА, НЕТ
Обобщающий урок
по теме «Вводные
слова и
конструкции»

Урок
усвоения
новых знаний

70-71

Развитие речи.
Сочинение «Цените
время»

Урок
проверки
знаний

Сочинение

72

Контрольный
диктант.

Урок
проверки
знаний

Диктант и тест

69

Урок
обобщения и
закрепления.

Анализ текста,
пунктуационный
анализ
предложений
Анализ текста,
пунктуационный
анализ
предложений

находить в предложении,
правильно расставлять
знаки препинания при
вводных словах и
конструкциях
Тест

Научиться писать
сочинение

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования главных и второстепенных членов
предложения.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к
обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные: классификация объектов;
подведение под понятие; выделение следствий;
установление причинно-следственных
связей; построение логической цепи рассуждений,
доказательств;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с
условиями коммуникации
Личностные: формирование навыков организации и
анализа своей деятельности в составе группы
Коммуникативные: устанавливать рабочие
отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
написания изложения.
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самокоррекции учебной деятельности.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу
своего научения, свою способность к преодолению
препятствий и к самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
Личностные: формирование навыков
самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной
и коллективной деятельности при консультативной

73

Работа над
ошибками

Урок
повторения и
обобщения

Анализ диктанта

Тест

Уметь объяснять
правописание слов

74-75

Обособление
второстепенных
членов
предложения

Урок
усвоения
новых знаний

Самостоятельн
ая работа

76-77

Обособленные
определения и
приложения

Урок
усвоения
новых знаний

Знать о понятии
обособления, способы
обособления, выражение
обособленных членов
предложения. Уметь
грамотно обособлять
одиночные и
несогласованные
определения.

78-79

Разбор
предложений с
обособленными
членами
Обособление
определений и
приложений
(обобщение)

Урок
обобщения и
закрепления

Составление схем,
анализ
предложений,
составление
конспектов,
графический
анализ
предложений
Составление схем,
анализ
предложений,
составление
конспектов,
графический
анализ
предложений
Синтаксический и
пунктуационный
анализ
предложений
Составление схем,
анализ
предложений,
составление
конспектов,
графический
анализ
предложений

80

Урок
закрепления

Уметь выполнять
синтаксический и
пунктуационный анализ
предложений
Уметь находить
обособленные члены
предложения и, знать, чем
они выражены, грамотно
их обособлять на письме

помощи учителя
Коммуникативные: организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую
силу своего научения, свою способность к
преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения.
Личностные: формирование навыков самоанализа.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с
достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самокоррекции учебной деятельности.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные: классификация объектов;
подведение под понятие; выделение следствий;
установление причинно-следственных
связей; построение логической цепи рассуждений,
доказательств;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с

81

Контрольная работа

Урок
проверки
знаний

Диктант и тест

82-83

Обособление
обстоятельств.

Урок
усвоения
новых знаний

Составление схем,
анализ
предложений,
составление
конспектов,
графический
анализ
предложений

Уметь находить
обособленные члены
предложения и, знать, чем
они выражены, грамотно
их обособлять на письме

84-85

Обособление
обстоятельств.

Урок
закрепления

Уметь находить
обособленные члены
предложения и, знать, чем
они выражены, грамотно
их обособлять на письме

86-87

Уточняющие члены
предложения.

Урок
усвоения
новых знаний

Составление схем,
анализ
предложений,
составление
конспектов,
графический
анализ
предложений
Составление схем,
анализ
предложений,
составление
конспектов,
графический

Уметь находить
уточняющие члены
предложения и, знать, чем
они выражены, грамотно
их обособлять на письме,
знать их назначение

условиями коммуникации
Личностные: формирование навыков организации и
анализа своей деятельности в составе группы
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу
своего научения, свою способность к преодолению
препятствий и к самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
Личностные: формирование навыков
самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной
и коллективной деятельности при консультативной
помощи учителя
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с
достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самокоррекции учебной деятельности.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с
достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самокоррекции учебной деятельности.

анализ
предложений

88

Контрольная
работа. (с заданием
на пунктуацию)

Урок
проверки
знаний

Диктант и
тесты

89-91

Развитие речи.
Портретный очерк.
Изложение
(портретный очерк)
с творческим
заданием

Урок
развития
речи

Анализ текста

Создание
собственного
текста

Уметь составлять связный
текст в жанре портретного
очерка.

92-93

Прямая и косвенная
речь. Оформление
прямой речи на
письме. Диалог.

Комбинирова
нный

Составление схем,
конструирование
предложений по
заданной схеме

Графический
диктант

94-95

Развитие речи.
Косвенная речь

Комбинирова
нный

Анализ
предложений,
реконструировани
е предложений

Самостоятельн
ая работа

Знать, что такое прямая
речь, правильно
оформлять предложения с
прямой речью, грамотно
расставлять знаки
препинания
Знать, что такое косвенная
речь, уметь грамотно
переделывать
предложения с прямой

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу
своего научения, свою способность к преодолению
препятствий и к самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
Личностные: формирование навыков
самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной
и коллективной деятельности при консультативной
помощи учителя
Регулятивные: саморегуляция как способность к
мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к
выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к
преодолению препятствий.
Познавательные: поиск и выделение информации;
применение методов информационного поиска, в том
числе и с помощью компьютерных средств, выбор
вида
чтения
в
зависимости от
цели;
восприятие текстов разных стилей; умение адекватно
передавать содержание текста; составлять тексты
различных жанров.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Личностные: формирование устойчивой мотивации к
обучению на основе алгоритма выполнения задач
Коммуникативные: проявлять речевые действия:
использовать адекватные языковые средства для
отображения в форме речевых высказываний своих
чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих
внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую
силу своего научения, свою способность к
мобилизации сил и энергии, к волевому усилию –
выбору в ситуации мотивационного конфликта, к
преодолению препятствий.

речью в предложения с
косвенной речью.

96-97

Итоговая
контрольная работа
Работа над
ошибками

Урок
проверки
знаний

Диктант и тест

98

Цитаты и их
оформление на
письме.

комбинирова
нннй

Анализ
предложений,
реконструировани
е предложений

99101

Повторение
изученного

Урок
закрепления

Анализ
предложений,
реконструировани
е предложений,
работа с текстом

Грамотно оформлять на
письме цитаты, знать
способы цитирования

Тест

Уметь применять
полученные знания

Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования текста.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к
обучению в группе.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу
своего научения, свою способность к преодолению
препятствий и к самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
Личностные: формирование навыков
самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной
и коллективной деятельности при консультативной
помощи учителя
Коммуникативные: владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами
русского языка.
Регулятивные: определять новый уровень отношения
к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры предложения.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к
обучению в группе.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу
своего научения, свою способность к преодолению
препятствий и к самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
Личностные: формирование навыков
самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной
и коллективной деятельности при консультативной
помощи учителя

102

Резервный урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».