Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования
МБОУ
образования;
3.Основная
образовательная
программа
начального
общего
«Карьевская СОШ»;
4.Список
учебников
ОУ,
соответствующий
Федеральному
перечню
учебников,
утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
5. Учебный план МБОУ «Карьевская СОШ» на 2023-2024 учебный год.
Учебник: «Родной язык» 4 класс в 2 частях. Ф.Ф.Харисов, Г.Р.Шакирова, СагдиеваР.К.,
Хисматова Л.К. Изд. Казань. «Мэгариф - Вакыт», 2021г.
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта
начального общего образования предмет «Родной язык» изучается с 1 по 4 классы и
относится к учебной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В
соответствии с учебным планом школы, уроки родного языка в 4 классе рассчитаны на 0,5
часов в неделю и проводятся один раз в 2 недели. Следовательно, общее количество часов
в год составило – 17 часов.
1. Планируемые результаты изучения курса «Родной язык». 4 класс
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свой народ, своим родным татарским языком,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей
и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы на родном языке;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях,
энциклопедиях
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4.
Овладение
первоначальными
представлениями
о
нормах
родного
языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения,
выбирать
адекватные
языковые
средства
для
успешного
решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и
письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять
написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре родного
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в
речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации
речевого общения.
К концу 4 класса обучающиеся научатся находить:
-признаки простого и сложного предложения;
-признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных
(без употребления терминов);
-признаки однородных членов предложения;
-лексико-грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных
местоимений, глаголов;
Обучающиеся научатся различать и сравнивать:
простое и сложное предложение;
главные и второстепенные члены предложения;
лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- производить синтаксический разбор предложения;
- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с
однородными членами;
- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу,
поздравление;
-безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с
изученными орфограммами в 1-4 классах
Требования к уровню подготовки выпускника.
результате
изучения
родного
языка обучающиеся
получат
возможность
научиться:
• анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи,
предложение;
• различать произношение и написание слов;
• находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
• без ошибок списывать несложный текст объемом 60-80 слов;
• создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме
повествования и описания;
• соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 45-50 слов);
•грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (4550слов), включающий изученные и знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знаки);
• подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать
части
речи,
существительные по числам;
их
грамматические
признаки,
изменять
имена
• склонять в единственном числе имена существительные;изменять глагол по временам
(простые случаи);
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять
словосочетания;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели
высказывания и по интонации, выделять главные и
второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
интонационно правильно произносить предложения;
писать изложения в 50 - 65 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку;
2.Содержание учебного предмета
Повторение.
Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы.
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с
безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки.
Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости
согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с
мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.
Части речи. Общее представление о частях речи.
Имя существительное
Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен
существительных
в
речи.
Одушевленные
и
неодушевленные,
собственные
и
нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное,
множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные,
употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного
(ножницы, шахматы).
Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении).
Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей
(именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном).
Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.
Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного.
Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член
предложения).
Имя прилагательное
Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен
прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Наблюдение
над
употреблением
имен
прилагательных
в
описательном
тексте
(художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен
прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий,
ярко-красный) и их написании.
Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен
прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.
Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).
Имя числительное
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Местоимение
Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число
личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль
местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Глагол
Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма
глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение
глаголов по числам.
Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по
временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по
временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Частица не. Правописание глаголов с частицей не.
Роль глаголов в предложении (сказуемое).
Предложение
Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на
письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в
построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации. Обращение
(общее представление).
Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных
членов на виды). Распространенные и нераспространенныепредложения. Словосочетание.
Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении
словосочетаний из предложения. Разбор предложения по членам предложения.
Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в
сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о
предложении.
Повторение изученного за год.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Повторение
4
2
Части речи
8
3
Члены предложения
5
Итого
17
Календарно-тематическое планирование
№ п/
п
Дата
план
Дата
факт
Тема урока
Количество
часов
1
Повторение.
Алфавит. Звуки и буквы
1
2
Гласные и согласные звуки.
Характерные
звуки
татарского языка. Ударение.
1
3
Словари. Корень и суффикс
1
4
Диктант
1
5
1
7
Повторение
по
темам
«Синтаксис»
и
«Морфология».
Части речи
Имя
существительное.
Склонение
имен
существительных.
Имя прилагательное
8
Диктант
1
9
10
Имя числительное
Количественные
и
порядковые числительные
1
1
6
1
1
Примеча
ние
11
Местоимение
1
12
Глагол. Изменение глаголов
по временам
Диктант
1
Члены предложения
Подлежащее. Сказуемое
Второстепенные
члены
предложение
1
16
Однородные
предложения
члены
1
17
Итоговый
диктант
контрольный
1
13
14
15
1
1