Рабочая программа по литературному чтению на родном языке, НОО, 1 класс, 2024-2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса
разработана на основе примерной программы учебного предмета «Литературное чтение
на родном языке» 1- 4 классы Ф.Ш.Гарифуллина, И.Х.Мияссарова. Для образовательных
организаций начального общего образования с обучением на русском языке (для
изучающих татарский язык как родной), г. Казань, «Магариф-Вакыт» 2021 г.
Учебники: 1) «Алифба». 1 класс. Авторы: Гарифуллина Ф.Ш., Мияссарова И.Х. Для
образовательных организаций начального общего образования с обучением на русском
языке (для изучающих татарский язык как родной), Ф.Ш.Гарифуллина, И.Х.Мияссарова.
г. Казань, «Магариф-Вакыт» 2019 г.
2) «Литературное чтение на родном языке». 1 класс. Для образовательных организаций
начального общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский
язык как родной), Ф.Ш.Гарифуллина, И.Х.Мияссарова. г. Казань, «Магари -Вакыт» 2021 г.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1.
Закон « Об образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.
3.
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников,
утверждённых рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего
образования.
4.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
«Карьевская СОШ».
5.
Учебный план МБОУ «Карьевская СОШ» на 2023-2024 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
Курс литературного чтения на родном языке направлен на формирование у младших
школьников первоначальных знаний о татарской литературе, интереса к чтению,
культуры восприятия художественного текста; на воспитание нравственности, любви к
родному краю и государству через осознание своей национальной принадлежности. В 1
классе учебный предмет «Литературное чтение на родном (татарском) языке» как
систематический курс начинается после окончания курса «Обучение грамоте». Учебный
предмет обеспечивает межпредметные связи с другими дисциплинами гуманитарного
цикла, особенно с учебным предметом «Родной (татарский) язык».
Цель и задачи изучения учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
Цель изучения учебного предмета – воспитание ценностного отношения к татарской
литературе как существенной части родной культуры, формирование грамотного
читателя, который в будущем сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться
библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения или исходя из поставленной
учебной задачи, а также использовать свою читательскую деятельность как средство для
самообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
− воспитание интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора;
− формирование и совершенствование техники чтения вслух и про себя, развитие приемов
понимания (восприятия и осмысления) текста;
− формирование коммуникативных умений обучающихся;
− развитие устной и письменной речи учащихся на родном языке (диалогической и
монологической);
− формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся, обучение пониманию
духовной сущности произведений;

− развитие способности к творческой деятельности на родном (татарском) языке.
Место учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке» в учебном плане
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Литературное чтение на родном
языке» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» и является обязательным для изучения. На изучение учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке» отводится 1 час в неделю во всех классах
начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы, уроки
литературного чтения на родном языке в 1 классе рассчитаны на 1 час в неделю. Общее
количество часов в год составило – 33 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке» в 1 классе
Личностные результаты:
- по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой
структуре;
- спрашивать о значении незнакомых слов;
- соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными
формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);
- понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
- под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе
различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.
- слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых
предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
- разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
- применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного
написания слов.
- различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано»
(орфографическое);
- под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и
короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.
- строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря,
собственных впечатлений.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- понимать и принимать учебную задачу;
- использовать выделенные учителем ориентиры действия;
- осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или
письменной, в том числе схематичной; использовать внешнюю речь для регуляции своих
действий;
- выполнять действия проверки.
Познавательные:
- слушать учителя и понимать прочитанное, находить в речи учителя, в сообщении
учебника нужные сведения;
- выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
- понимать информацию учебника, представленную в модельном виде, переводить её в
словесную форму;
- в ходе коллективной работы наблюдать за фактами языка и речи, выполнять действия
анализа, сравнения, классификации, группировки с учётом указанных критериев, делать
умозаключения, выводы, использовать освоенные условные знаки.
Коммуникативные:

– участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих
впечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.
Большая часть универсальных учебных действий выполняется учащимися под
наблюдением учителя, при его участии.
Предметные результаты
- читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать
читаемое (приблизительный темп
чтения вслух – 25 слов в минуту);
- различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые
и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й’];
- выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность,
обозначать звуковой состав слова в виде модели;
- выделять слоги, различать ударные и безударные;
- различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать
позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.
- соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
- правильно, аккуратно, разборчиво и по возможности красиво писать буквы и оформлять
их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей
записи;
- обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные
при письме места»;
Ученик получит возможность научиться:
- читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе,
близком к темпу устной речи;
- понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
- самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
- при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в
частности окраску голоса (интонацию), мимику;
- под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной
мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений;
- участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом
основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться
к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Добуквенный период
Формирование первоначальных умений и навыков устной речи. Освоение
определённого объёма активного словаря, активизация сформированного до поступления
в школу пассивного запаса лексикона. Развитие связной речи. Составление сочетаний
слов, предложений, текстов; участие в учебном диалоге, умение поддержать диалог по
предложенной в программе тематике: «Здравствуй, школа», «День знакомства», «Сказки»,
«Семья», «Город», «Правила дорожного движения».
Учить ребёнка высказываться в соответствии с ситуацией или заданной темой.
Учить организации речи как связного целого: логически последовательному развитию
мыслей, способам связи между отдельными частями высказывания, правильному
русскому произношению и употреблению грамматических форм.
Номинативная функция слова. Слова, которые обозначают предмет, действие,
признак предмета. Различение слов с помощью вопросов. Служебные слова. Сочетания
слов: слово, обозначающее предмет и действие данного предмета; слово, обозначающее
действие и признак данного действия. Роль слова в речи. Графические схемы слов,
обозначающие предмет, его действие и признак.
Звук. Звук и слово. Гласные звуки. Согласные звуки. Парные и непарные согласные
звуки по мягкости-твёрдости. Парные и непарные согласные звуки по звонкости-глухости.
Ударение. Слог. Деление слов на слоги. Ударный слог. Звуковая модель слова.
Предложение. Связь слов в предложении. Изменение слов для связи с другими словами
(сочетания слов). Связь слов в сочетании и в предложении с помощью служебных слов
(предлогов). Графическая схема предложения.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные.
Особенности
их
интонирования.
Интонационное
различие
повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. Знаки препинания в
конце предложений.
Самостоятельный чертёж графических схем слов, сочетаний слов, словосочетаний,
предложений, составление звуковых моделей слов.
Первоначальное устное усвоение доступных для первоклассника синтаксических
конструкций (сочетаний слов, небольших предложений), выбор языкового материала и
правильное оформление речи в соответствии с типовыми конструкциями русского языка.
Практическое усвоение типовых синтаксических конструкций:
- «существительное + глагол»: ученик пишет, кот пьёт, мама стирает;
«существительное + прилагательное (определение)»,
«прилагательное +
существительное»: класс уютный, кукла красивая, первый класс, красная роза;
- «существительное + существительное (подлежащее)»: Кукла — игрушка. Волк —
животное. Мальчик — ученик. Девочка — ученица. Первоклассники — ученики;
- «существительное + существительное (определение)»: страница учебника, учитель
музыки, мама девочки, мебель класса;
- «глагол + существительное (обстоятельство)» с предлогами с (со): иду с папой, пою с
подругой, искали с соседом;
- «существительное + притяжательные местоимения в роли согласованных определений к
существительным (мой, моя, моё, мои; наш, наша, наше, наши)»: мой мяч, моя парта,
моё ведро, мои книги; наш, дом, наша комната, наше село, наши реки;
- «глагол + существительное (дополнение)»: пишу письмо, читаю сказку, люблю маму,
пою песню, строю дом;
- «глагол + существительное (дополнение)» с предлогами на, к, о:катаюсь(-ешься, -ется, ются) на роликах, подъеду (-ешь, -ет) к лесу, подойдём(-ёте, -ут) к дому; читаю(-ешъ, ет) о природе, говорим(-ите, -ят) о лесе;
- «существительное + существительное (дополнение)» с предлогом у: у утки утята, у
овцы ягнята, у дома гусята;

- «глагол + наречие (обстоятельство)»: встаю(-ёшь, -ёт) утром, готовим(-ите, -ят)
вечером, скажу(-ешь, -ут) сейчас, сделаем(-ете, -ют) потом;
- «местоимение + глагол (сказуемое) настоящего времени единственного и
множественного числа в 1, 2, 3 лицах»: я рисую, ты рисуешь, он рисует; мы рисуем, вы
рисуете, они рисуют;
- «личное местоимение + глагол (сказуемое) несовершенного вида прошедшего времени в
3 лице единственного и множественного числа»: он играл (мальчик играл), она играла
(девочка играла), оно играло (солнце «играло»), они играли (дети играли);
- «местоимение + глагол (сказуемое) совершенного вида прошедшего времени мужского и
женского рода единственного и множественного числа»: я написал(-а), ты закрыл(-а), он
(она) прочитал(-а), мы спели, вы станцевали, они нарисовали;
- «наречие + глагол»: быстро шагаю, красиво пишу, тихо говорю, громко плачу, долго
едет;
- различение глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени: пишу — написал —
напишу (буду писать); — «числительное + существительное»:один кот, одна цифра, одно
число; два торта, две конфеты;
- употребление слов сам, сама, сами: сам оделся, сама помыла, сами написали;
Буквенный период. Обучение чтению.
Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Чтение
слов. Механизм позиционного чтения. Чтение слова по его буквенной модели. Гласные
буквы как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Штрихование, раскраска
рисунков. Письмо. Поэтапное изучение букв:
1) гласные буквы Аа,Әә, Яя, Оо,Өө, Её, Уу,Үү, Юю, Ее, Ээ, Ии, ы; парные гласные буквызнаки, которые обозначают твёрдость-мягкость согласных а-ә, о-ө, у-ү, э-е, и-ы;
2) согласные Мм, Нн, Ңң, Лл, Рр,Һһ, Йй;
3) парные по звонкости-глухости согласные Гг-Кк, Бб-Пп, Зз-Сс, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш,
Җҗ-ЧЧ
4) мягкий и твёрдый знаки ь-ъ;
5) непарные согласные Хх, Цц, Чч, Щщ;
6) татарский алфавит.
Звуковая модель слова. Буквенная модель слова. Соотнесение предметного рисунка
и буквенной (звуковой) модели слова. Расшифровка слова по предметному рисунку и
звуковой модели. Преобразование звуковой и буквенной модели. Смыслоразличительная
функция звука (буквы). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Чтение текстов
произведений разных жанров. Осознанность восприятия содержания текста.
Литературное чтение
Текстовой материал для чтения и обсуждения распределен по темам:
Родина одна.
Г.Тукай. Родной язык;Р.Валиев. Родной край;
Сказки. Татарская народная сказка “Куркак юлдаш”, Татарская народная сказка “Алма,
пеш!”,Татарская народная сказка “Өч кыз”.
Детские писатели.
А.Алиш “ Бикбатыр белән Биккуркак”, “Куян кызы”, Й. Шарапова “Икәүләшеп укыйбыз”,
Р.Валиев “ Әлифба”.

Тематическое планирование учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
№

Тема

1

Добукварный период

2ч

2

Буквенный период. Обучение чтению.

21 ч

3

Литературное чтение

10 ч

Всего часов

ИТОГО

№
урока

33 часа

Календарно-тематическое планирование уроков
«Литературное чтение на родном языке»
Тема урока
КолДата
во
проведения
часов план факт

1.

«Здравствуй, школа», «День знакомства», «Сказки»

1

2.

«Семья», «Город», «Правила дорожного движения».

1

3.

Гласный звук (а). Буквы А,а. Гласный звук (ә). Буквы Ә,ә.

1

4.

Гласный звук [И] . Буквы И и. Гласный звук [Ы]. Буквы Ы
ы.

1

5.

Гласный звук [Ү] . Буквы Ү, ү . Гласный звук [У]. Буквы
У, у .

1

6.

Согласный звук [Л] . Буквы Л, л.Согласный звук [Т] .
Буквы Т, т .

1

7.

Согласный звук [Н]. Буквы Н, н.Согласный звук [С].
Буквы С, с.

1

8.

Согласные звуки [К, къ]. Буквы К, к .Согласный звук [Р].
Буквы Р, р.

1

9.

Гласный звук [Е] . Буквы Е, е хәрефләре Гласные звуки [Эе]. Буквы Э, э .

1

10.

Согласные звуки [Г, гъ] .Буквы Г, г.

1

11.

Согласный звук [Д].Буквы Д, д. Согласный звук [Б]. Буквы
Б, б .

1

12.

Согласный звук [Ч] . Буквы Ч, ч Согласный звук [Ш].
Буквы Ш, ш.

1

13.

Согласный М м

1

14.

Согласный звук [М] . Буквы М, м. Согласный звук [Й].
Буквы Й, й.

1

15.

Гласный звук [О] . Буквы О, о. Согласный звук [П]. Буквы
П, п.

1

16.

Согласный звук [З]. Буквы З, з. Согласный звук [ң]. Буква
ң.

1

17.

Гласный звук [Ө].Буквы Ө, ө. Гласные буквы Я,я, Ю,ю.

1

18.

Согласные звуки [w], [в]. Буквы В, в хәрефләре

1

19.

Согласный звук [Х]. Буквы Х, х.Согласный звук [Ф].
Буквы Ф, ф.

1

20.

Буква ь. Чтение слов с буквой ь. Согласный звук [ж].
Буквы Ж, ж.

1

21.

Согласный звук [җ]. Буквы Җ, җ.

1

22.

Согласный звук [һ]. Буквы Һ,һ. Согласный звук [ц]. Буквы
Ц, ц.

1

23.

Согласный зыук [щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слов с ъ .

1

24.

Знания полученные в детстве, как слово, написанное на
камне.

25,26. Колыбельные песни. Пословицы. Загадки. Сказки.

1
2

Буква смотрит на меня, я - на букву

1

28, 29 Знаем ли мы о птицах и животных?

2

27.

30.

Человеком стать не трудно, человечным стать - труд

1

31.

Весна идет, улыбается.

1

32

Проверь себя.

1

33

Обобщающий урок

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».