Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку для 1 класса разработана на основе
примерной программы учебного предмета «Родной язык» для общеобразовательных
организаций с обучением на русском языке. 1-4 классы. Ф.Ф.Харисов, Ч.М.Харисова.
Казань, «Магариф Вакыт» 2018г.
Учебники: 1) «Алифба». 1 класс. Авторы: Гарифуллина Ф.Ш., Мияссарова И.Х. Для
образовательных организаций начального общего образования с обучением на русском
языке (для изучающих татарский язык как родной), Ф.Ш.Гарифуллина, И.Х.Мияссарова.
г. Казань, «Мегариф Вакыт» 2019г.
2) Учебник «Родной язык». 1 класс. Авторы: Харисов Ф.Ф., Cиразиева Г.Д. Для
образовательных организаций начального общего образования с обучением на русском
языке (для изучающих татарский язык как родной). г. Казань, «Магариф Вакыт» 2017 г.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1.Закон « Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования;
3. Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников,
утверждённых рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего
образования;
4.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
«Карьевская СОШ»;
5.Учебный план МБОУ «Карьевская СОШ» на 2023-2024 учебный год.
Целью программы является развитие устной и письменной речи учащихся,
совершенствование речевой деятельности по всем ее видам, формирование и развитие
лингвистической компетенции.
Задачи изучения учебного предмета следующие:
- обеспечение мотивации обучения родному языку;
- формирование первоначальной лингвистической компетенции по всем уровням
татарского языка;
- воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному языку;
- формирование гражданских и патриотических чувств;
- овладение умениями связной устной и письменной речи;
- развитие культуроведческой компетенции учащихся.
Место учебного предмета «Родной язык и (или) государственный язык республики
Российской Федерации» в учебном плане
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Родной язык и (или) государственный
язык республики Российской Федерации» входит в предметную область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения. На
изучение учебного предмета «Родной язык» отводится 1 час в неделю во всех классах
начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы, уроки
литературного чтения на родном языке в 1 классе рассчитаны на 1 час в неделю. Общее
количество часов в год составило – 33 часа.
Планируемые результаты изучения курса «Родной язык». 1 класс
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами
предмета «Родной ( татарский) язык» на конец 1-го класса
Личностные результаты: общее представление о родном языке как языке своей страны;
положительное отношение к учению, наличие элементов познавательного интереса.
Регулятивные УУД:
- понимать и принимать учебную задачу;
- использовать выделенные учителем ориентиры действия;
- осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или
письменной, в том числе схематичной; использовать внешнюю речь для регуляции своих
действий;
- выполнять действия проверки.
Познавательные:
- слушать учителя и понимать прочитанное, находить в речи учителя, в сообщении
учебника нужные сведения;
- выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
- понимать информацию учебника, представленную в модельном виде, переводить её в
словесную форму;
- в ходе коллективной работы наблюдать за фактами языка и речи, выполнять действия
анализа, сравнения, классификации, группировки с учётом указанных критериев, делать
умозаключения, выводы, использовать освоенные условные знаки.
Коммуникативные:
- участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих
впечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.
Большая часть универсальных учебных действий выполняется учащимися под
наблюдением учителя, при его участии.
1.
Различать звуки и буквы татарского языка.
2.
Различать гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой
полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды.
3.
Определять на слух ударные и безударные гласные.
4.
Делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с
большей силой и длительностью.
5.
Определять согласные звонкие и глухие.
6.
Акцентировано произносить звуки в заданной последовательности в слове,
выделять один из них и давать ему полную характеристику.
7.
Обозначать звуки речи с помощью условных графических символов – создавать
звуковую схему – модель слова.
8.
Читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически.
9.
Обозначать звуки буквами и условными значками.
10. Читать в схемах и текстах «Алифбы» буквенную запись слов по слогам и
орфоэпически.
11. Перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и
наоборот.
12. Правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями в
течение всего периода выполнения отдельного графического задания.
13. Конструировать печатные буквы из элементов шаблонов.
14. Определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а так же
слова-помощники, которые служат для связи слов в предложении; использовать
графические символы для их обозначения в модели предложения.
15. Членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы
языка графически.
Пользоваться при чтении графическими системами печатных букв русского алфавита.
1. Читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и
в индивидуальном для каждого ученика темпе.
2. Применять приёмы: слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией
синтаксических пауз на знаках препинания.
3. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
4. Пересказывать отдельные части текста.
5. Озаглавливать прослушанный текст.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных
представлений о структурных единицах татарского языка (звук, слово,
предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
Произносить правильно специфические гласные и согласные татарского языка.
Словарный запас и умения с ним работать
Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы татарского алфавита. Буквы и
буквосочетания, которые встречаются только в татарском языке. Основные
правила чтения и письма.
Фонетика. Звуки, используемые в татарском языке. Языковые нормы звучания
татарских звуков. Татарские дифтонги. Ударения в словах и фразах. Ударение в
сложных словах.
Лексика. Использование лексического запаса по выделенным темам.
Интернациональные слова, слова пришедшие из русского языка. Словообразование
(повторение одного слова дважды, при помощи суффиксов).
Грамматика. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.
Общие и специальные вопросы. Вопросительные слова: кем, нәрсә, нинди, ничек.
Распорядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения.
Простые глагольные, составные именные, составные глагольные сказуемые и
предложения. Безличные предложения. Распространенные предложения.
Предложения с однородными.
Глаголы изъявительного, повелительного наклонения, глаголы неопределенной
формы, вспомогательные глаголы. Настоящее, прошедшее. будущее время.
Единственное и множественное число. Существительные единственного и
множественного числа.
Личные,
притяжательные,
указательные
местоимения.
Положительная,
сравнительная, превосходная степень прилагательных. Количественные и
порядковые числительные до 100. Часто встречающиеся наречия и послелоги.
Содержание учебного предмета
Добукварный период.
Правила посадки при письме. Как правильно держать ручку при письме. Рабочая
строка. Письмо элементов букв. Письмо элементов письменных букв, соединений.
Короткие и длинные наклонные линии. Прямые наклонные линии с закруглением внизу,
вверху. Прямые наклонные линии с петлёй внизу, вверху.
Букварный этап .
Гласные звуки и буквы
Гласные звуки, обозначение их буквами. Письмо гласных букв заглавных и
строчных. Звуковой анализ слов. Схемы слов. Письмо буквосочетаний. Составление
рассказа по сюжетным картинкам. Письмо изученных гласных букв.
Согласные и гласные звуки и буквы. Буквы ь и ъ знаки
Согласные звуки, обозначение их буквами. Согласные звуки твёрдые и мягкие.
Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными звуками. Звуковой анализ слов. Схемы
слов. Чтение и сопоставление слов, различающихся одним звуком. Письмо слогов, слов с
изученными буквами. Составление и запись словосочетаний. Фразеологические обороты.
Составление продолжения рассказа по картинке, дополнение сюжета. Списывание слов с
печатного текста.
Чтение слов с гласными буквами е, ё, ю, я. Дополнение предложения
недостающими словами. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Чтение слов с
парными звонкими и глухими согласными. Письмо слов с парными звонкими и глухими
согласными. Соотнесение предложения со схемой. Составление предложений по опорным
словам. Списывание с печатного текста. Понятие о именах собственных. Списывание с
печатного текста пословиц и поговорок. Слова однозначные и многозначные.
Мягкий знак-показатель мягкости. Образование и запись новых слов с помощью ь.
Чтение приговорок, загадок, песенок. Составление устного рассказа по его началу.
Восстановление и запись деформированных предложений. Письмо слов и предложений с
изученными буквами. Чтение слов с буквами ь и ъ знак. Письмо слов с разделительным ь
и ъ знаком. Списывание предложений с творческим заданием.
Послебукварный период.
Алфавит. Составление рассказа по аналогии с прочитанным.
Письмо словосочетаний. Письмо слов с предлогами. Письмо слов различной слоговой
структуры. Письмо по памяти.
Слово-главное средство языка. Знакомство с понятиями :книга, читатель , писатель.
Составление краткого и развёрнутого ответа на вопрос. Правила написания имён
собственных. Чтение пословиц и поговорок. Сочинение загадок, считалок. Словаантонимы, слова-синонимы. Сказка народная и авторская. Главные герои сказок.
Инсценирование сюжета татарских народных сказок.
Слова - названия предметов, слова- названия признаков предметов, слова-названия
действий предметов. Смысловое значение слова.
Знакомство с словарём.
Общение. Диалог. Диалог в лицах на тему: « Мои любимые животные».
Знакомство с понятиями: рассказ, герой рассказа. Составление рассказа о своём друге.
Звуковая и буквенная форма слова. Стихотворение. Рифма. Выразительное чтение стихов
о природе. Сочинение стихотворения.
Слоги. Правила переноса слов. Ударение. Ударный и безударные гласные в слове.
Произношение слов в соответствии с нормами современного татарского литературного
языка. Знакомство с орфоэпическим словарём. Знакомство с орфографическим словарём.
Признаки предложения. Наблюдение над интонацией предложения. Дополнение
предложений недостающими словами. Текст, его тема и основная мысль. Ключевые слова
в тексте. Восстановление деформированного текста. Сочинение сказочной истории о
временах года. Письмо под диктовку с орфографическим проговариванием.
№
1
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Добукварный период
2
Букварный период
17
3
Послебукварный период
13
Итого
33
Всего часов
3
Календарно-тематическое планирование уроков
№
урока
Тема урока
Кол
-во
час
ов
Дата проведения
план
Вводный урок. Давайте знакомиться!
1
В городе. Домашние животные.
2
4
Буквы А,а, Ә, ә , и их звуки.
1
5
Буквы Ы, ы, Э.э и их звуки.
1
6
Буквы И,и , У,у и их звуки.
1
7
Буквы Ү,ү ,О,о и их звуки.
1
8
Буквы Ө, ө и их звуки. Повторение гласных.
1
9
Буквы Л, л и их звуки. Буквы М, м и их звуки.
1
1
2, 3
10
Буквы Н,н и их звуки. Буква ң и её
звук.
1
11
Буквы Р, р,Й,й и их звуки.
1
12
Буквы Я,я ,Ю,ю и их звуки.
1
13
Буквы Д,д и их звуки Буквы Т,т и их
звуки.
1
14
Буквы З, з и их звуки Буквы С,с и их звуки
1
15
Буквы Г,г ,К,к и их звуки.
1
16
Буквы В, в и их звуки. Буквы Ф, ф и их звуки.
1
17
18
Буквы Б,б, П,п и их звуки.
1
Буквы Ж, ж и их звуки. Буквы Ш,ш и их звуки.
Буквы Җ, җ и их звуки. Буквы Ч, ч и их звуки.
19
1
1
20
Буквы Х, х, Һ, һ и их звуки.
1
21
Буквы Е, е, Ё, ё и их звуки.
1
22
Буквы ь, ъ.
«Физкультура».
23
Обобщающий урок. Стихотворение “Әлифба”.
1
24
Слово. Слово и слог. Алфавит. Гласные и согласные
звуки.
1
25
Перенос слов. Правописание букв гласных и
1
Развитие
речи.
Стихотворение
1
факт
согласных звуков. Буквы Э, е. Буквы о-ы, Ө, е .
26
Буквы Я, Ю и буквы Е, е, Й,.В, К,г.
1
27
Буквы М, н, ң.
1
28
Слова, обозначающие предмет. Заглавная буква.
1
29
30
Слова обозначающие признак предметов
Слова обозначающие действия предметов.
1
1
31
Знаки препинания в конце предложений
1
32
Итоговый контрольный диктант.
1
33
Повторение и обобщающий урок.
1