1
Пояснительная записка
Программа по ОДНКНР на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания основ
духовно-нравственной культуры народов России в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учѐтом
распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОДНКНР,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного
общего образования.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике,
традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности
нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить
и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных
ценностях,
которые
являются
основополагающими
для
нашей
многонациональной
страны.
В
федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как
курс, направленный на формирование первоначальных представлений о
светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности. Особенность данного учебного предмета состоит в том, что
расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных
отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать
согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе.
.
Целями
изучения
учебного
курса
являются:
—
формирование
общероссийской
гражданской
идентичности
обучающихся
через
изучение
культуры
(единого
культурного
пространства)
России
в
контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий,
национальных
культур;
2
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей,
ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному
народу
Российской
Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей
разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями
других
культур
и
мировоззрений;
—
идентификация
собственной
личности
как
полноправного
субъекта
культурного,
исторического
и
цивилизационного
развития
страны.
Цели
курса
определяют
следующие
задачи:
—
овладение
предметными
компетенциями,
имеющими
преимущественное
значение
для
формирования
гражданской
идентичности
обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали
и
нравственности
как
основополагающих
элементах
духовной
культуры
современного
общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей
и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
—
становление
компетенций
межкультурного
взаимодействия
как
способности
и
готовности
вести
межличностный,
межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной
идентичности;
—
формирование основ
научного
мышления обучающихся
через
систематизацию
знаний
и
представлений,
полученных
на
уроках
литературы,
истории,
изобразительного
искусства,
музыки;
—
обучение
рефлексии
собственного
поведения
и
оценке
поведения
окружающих
через
развитие
навыков
обоснованных
нравственных
суждений,
оценок
и
выводов;
—
воспитание
уважительного
и
бережного
отношения
к
историческому,
религиозному
и
культурному
наследию
народов
России;
—
содействие
осознанному
формированию
мировоззренческих
ориентиров,
основанных
на
приоритете
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания
через понимание роли личности в истории и культуре, осознание
важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для
процветания
общества
в
целом.
Изучение
курса
«Основы
духовно-нравственной
культуры
народов
России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного
общего
образования,
способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
3
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и
светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов
начальной
школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов
России,
их
роли
в
развитии
современного
общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощѐнных в
семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание
своих
обязанностей
перед
обществом
и
государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России,
толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и
ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное,
черты,
способствующие
взаимному
обогащению
культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе
поиска
общих
культурных
стратегий
и
идеалов;
—
осознанию
приоритетной
значимости
духовно-нравственных
ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных,
альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества,
объединяющих
светскость
и
духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду,
готовности
и
способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества
в
целом;
— получению научных представлений о культуре и еѐ функциях,
особенностях
взаимодействия
с
социальными
институтами,
а,
следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и
событий на основе осознания главенствующей роли духовно- нравственных
ценностей
в
социальных
и
культурно-исторических
процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в
отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей
для
активной
самостоятельной
познавательной
деятельности.
Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в учебном плане
В целях реализации настоящей программы на изучение предмета на
уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый
4
учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю: в 5 классе - 34 часа, в 6
классе 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 класс
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
Формирование
и
закрепление
гражданского
единства. Родина и
Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная
семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое
культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре
народов России.
Тема 2 . Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский
язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность
общего языка для всех народов России. Возможности, которые даѐт русский
язык.
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства
России Тема 6 . Материальная культура Материальная культура:
архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной
культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7 . Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9 . Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний .
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию
человека .
Тема 10 . Многообразие культур России.
5
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12 . Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России .
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о
семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных
видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль
нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) .
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) .
Семейное древо. Семейные традиции .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества .
Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных
ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество:
что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре.
Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой
деятельности, как реализации.
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности .
Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к
близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории
народа, государства, человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость еѐ фальсификации. Преемственность поколений .
6
Тема 21 . Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир
человека и его духовность.
Тема 22 . Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция.
Обмен ценностными установками и идеями. При меры межкультурной
коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь,
достоинство,
права
и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет
духовного
над
материальным, гуманизм,
милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый
регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в
России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные .
Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как
свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов
России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История
народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты .
Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа
и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература .
Богатство культуры народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища,
одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
7
География культур России. Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 33 Контрольное итоговое тестирование
Тема 34 Итоги года
6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия.
Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ
жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и
поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов
России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов
как результат исторического развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий
труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они
влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность
знания. Социальная
обусловленность
различных видов образования.
Важность образования для современного мира. Образование как трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права
и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской
Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир
религий
в
истории.
Религии
народов
России
сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры
народов России.
8
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и
идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как еѐ ограничение.
Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в
культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство
духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой
возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии
с другими людьми. Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье,
лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная
оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.
Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение
этих явлений в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтѐрство . Общественные блага .
9
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям
этих профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность
как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учѐные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого
мецената и общества в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учѐные России. Наука как источник социального
и духовного прогресса общества.
Учѐные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учѐных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей
будущей профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные
качества
гражданина
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории .
Важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед
обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие
качества человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
10
Планируемые
Личностные
результаты
освоения
учебного
предмета
результаты
Личностные результаты освоения предмета достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1. Патриотическое
воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа
России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской
государственности.
2.
Гражданское
воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность
понимания
и
принятия
гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам
людей
или
их
отсутствию.
3.
Ценности
познавательной
деятельности
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного
мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.
Духовно-нравственное
воспитание
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
11
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов
мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни вгруппах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным
поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении,
расточительном
потреблении.
Метапредметные результаты:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей
и культурой коллективного труда.
Предметные результаты:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, особенностях традиционных
религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной
разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
12
№
п/п
Тематическое планирование
5 класс
Наименование
Количество часов
разделов и тем
Всего
Контроль Практи
программы
ные
ческие
работы
«Россия — наш
общий дом»
1.1 Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной культуры народов
России»?
1.2 Наш дом — Россия
1.3 Язык и история
1.4 Русский язык —
язык общения и
язык возможностей
1.5 Истоки родной
культуры
1.6 Материальная
культура
1.7 Духовная культура
1.8 Культура и религия
1.9 Культура и
образование
1.10 Многообразие
культур России
(практическое
занятие)
2 Семья и духовнонравственные
ценности
2.1 Семья — хранитель
духовных
ценностей
2.2 Родина начинается
с семьи
2.3 Традиции
семейного
воспитания в
России
2.4 Образ семьи в
культуре народов
1.
10
работы
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
1
Библиотека ЦОК
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
13
2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
России
Труд в истории
семьи
Семья в
современном мире
(практическое
занятие)
Духовно-нравственное
богатство личности
Личность —
общество —
культура
Духовный мир
человека. Человек —
творец культуры.
Личность и
духовнонравственные
ценности
Культурное единство
России
Историческая
память как духовнонравственная
ценность
Литература как
язык куль туры
Взаимовлияние
культур
Духовнонравственные цен
ности российского
народа
Регионы России:
культурное
многообразие
Праздники в
культуре народов
России
Памятники в
культуре народов
России
Музыкальная
культура народов
России
1
1
3
1
1
1
13
2
1
1
1
1
1
1
1
1
14
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
5
6
Изобразительное
искусство народов
России
Фольклор и
литература народов
России
Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда,
дом
(практическое
занятие)
Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда,
дом
(практическое
занятие)
Единство страны
— залог будущего
России
Контрольное
итоговое
тестирование
Итоги года
1
1
1
1
1
1
1
Всего
34
1
4
6 класс
№
Наименование
Количество часов
п/п разделов и тем
Всего Контроль Практи
программы
ные
ческие
работы
работы
1.
1.1
1.2
1.3
Культура
как
социальность
Мир
культуры:
его структура
Культура России:
многообразие
регионов
История быта как
8
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
1
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
15
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2
2.1
2.2
2.3
2.3
2.5
2.6
3
история культуры
Прогресс:
технический и
социальный
Образование
в
культуре на родов
России
Права и
обязанности
человека
Общество и
религия: духовнонравственное
взаимодействие
Современный
мир: самое
важное
(практическое
занятие)
Человек и его
отражение в
культуре
Человек и его
отражение в
культуре
Взросление
человека в
культуре народов
России
Религия как
источник нравственности
Наука как
источник знания о
человеке и
человеческом
Этика и
нравственность
как категории
духовной
культуры
Самопознание
(практическое
занятие)
Человек как член
1
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
6
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
10
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
16
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
общества
Труд
делает
человека человеком
Подвиг: как
узнать героя?
Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние
Проблемы
современного
общества как
отражение его
духовнонравственного
самосознания
Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений
Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры народов
России
Социальные
профессии; их
важность для
сохранения
духовнонравственного облика общества
Выдающиеся
благотворители в
истории .
Благотворительность как
нравственный долг
Выдающиеся
учѐные России .
Наука как
источник
1
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
17
социального и
духовного
прогресса
общества
3.10 Моя
профессия
(практическое
занятие)
4
Родина и патриотизм 8
4.1 Гражданин
1
4.2
Патриотизм
4.3
Защита
Родины: 1
подвиг или долг?
1
Государство .
4.4
Россия —
родина
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
наша
4.5
Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
4.6
Моя школа и
мой класс
(практическое
занятие)
Человек:
какой
он?
(практическое
занятие)
Человек
и
культура
(проект)
Контрольное
итоговое
тестирование
Подведение итогов 1
года
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
4.7
4.8
5
6
1
18
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
все
го
Контр
ольны
е
работ
ы
Дата
изучения
Прак Пла
тичес н.
кие
работ
ы
Фак
т.
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Раздел 1. Россия – наш общий дом 10 ч.
1
Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной
культуры народов
России»?
1
0
0
2
Наш дом — Россия 1
0
0
3
Язык и история
1
0
0
4
1
Русский язык —
язык общения и
язык возможностей
0
0
5
Истоки родной
культуры
1
0
0
6
Материальная
культура
1
0
0
7
Духовная культура
1
0
0
8
Культура и религия
1
0
0
9
Культура и
образование
1
0
0
19
10
Многообразие
культур России
(практическое
занятие)
1
0
0.5
Раздел 2 . Семья и духовно-нравственные ценности 6 ч.
11
Семья – хранитель
духовных ценностей
1
0
0
12
Родина начинается с
семьи
1
0
0
13
Традиции семейного 1
воспитания в России
0
0
14
Образ семьи в
культуре народов
России
1
0
0
15
Труд в истории
семьи
1
0
0
1
0
0,5
Семья в
современном мире
(практическое
занятие)
Раздел 3. Духовно-нравственное богатство личности 3 ч.
16
17
Личность- общество
- культура
1
0
0
18
Духовный мир
человека. Человек –
творец культуры.
1
0
0
19
Личность и духовно- 1
нравственные
ценности.
0
0,5
Раздел 4. Культурное единство России 13ч.
20
Историческая
память как духовнонравственная
ценность
1
0
0
20
21
Литература как язык
культуры
1
0
0
22
Взаимовлияние
культур
1
0
0
23
Духовнонравственные
ценности
российского народа
1
0
0
24
Регионы России:
культурное
многообразие
1
0
0
25
Праздники в
культуре народов
России
1
0
0
26
Памятники
архитектуры в
культуре народов
России
1
0
0
27
Музыкальная
культура народов
России
1
0
0
28
Изобразительное
искусство народов
России
1
0
0
29
Фольклор и
литература народов
России
1
0
0
30
Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)
1
0
0,5
31
Культурная карта
России
(практическое
1
0
0,5
21
занятие)
32
Единство страны –
залог будущего
России
1
0
0
Раздел 5. Обобщение 2 ч.
33
Повторение по курсу
1
0
0
34
Повторение по курсу
1
0
1
22
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
изучения
все Контро
го льные
работы
План
Практи
ческие
работы
Факт
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Раздел 1. Культура как социальность 8ч.
1
Мир культуры: его
структура
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
2
Культура России:
многообразие
регионов
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
3
История быта как
история культуры
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
4
Прогресс:
технический и
социальный
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
5
Образование в
культуре народов
России
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
6
Права и
обязанности
человека
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
7
Общество и
религия: духовнонравственное
взаимодействие
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
8
Современный мир:
самое важное (
практическое
занятие)
1
0
0,5
https://m.edsoo.r
u/7f413034
Раздел 2. Человек и его отражение в культуре 6ч.
9
Каким должен быть
человек? Духовно-
1
0
0
https://m.edsoo.r
23
нравственный облик
и идеал человека.
u/7f413034
Взросление
человека в культуре
народов России
Религия как
источник
нравственности
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
12
Наука как источник
знаний о человеке и
человеческом
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
13
Этика и
нравственность как
категории духовной
культуры
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
14
Самопознание
(практическое
занятие)
1
0
0,5
https://m.edsoo.r
u/7f413034
10
11
Раздел 3. Человек как член общества 10ч.
15
Труд делает
человека человеком
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
16
Подвиг: как узнать
героя?
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
17
Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
18
Проблемы
современного
общества как
отражение его
духовнонравственного
самосознания
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
19
Духовнонравственные
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
24
ориентиры
социальных
отношений
20
Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры народов
России
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
21
Социальные
профессии; их
важность для
сохранения
духовнонравственного
облика общества
1
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
22
Выдающиеся
1
благотворители в
истории.
Благотворительност
ь как нравственный
долг
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
23
Выдающиеся
ученые России
0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
0,5
https://m.edsoo.r
u/7f413034
https://m.edsoo.r
u/7f413034
https://m.edsoo.r
u/7f413034
https://m.edsoo.r
u/7f413034
1
0
Моя профессия
1
( практическое
занятие)
Раздел 4. Родина и патриотизм 8 ч.
24
25
Гражданин
1 0
0
26
Патриотизм
1 0
0
27
Защита Родины:
подвиг или долг?
1 0
0
28
Государство .
Россия – наша
Родина.
1 0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
25
29
30
31
1 0
Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)
Моя школа и мой
1 0
класс (практическое
занятие)
0,5
https://m.edsoo.r
u/7f413034
0,5
https://m.edsoo.r
u/7f413034
Человек: какой он?
(практическое
занятие)
0,5
https://m.edsoo.r
u/7f413034
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
1 0
Человек и культура 1 0
( проект)
Раздел 5. Обобщение 2ч.
32
33
Итоговый проект
«Что значит быть
человеком?»
1 0
0
https://m.edsoo.r
u/7f413034
34
Итоговое
повторение по
курсу
1 0
1
https://m.edsoo.r
u/7f413034
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
5 -6 класс
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5-6 класс:
методические рекомендации/
Н.Ф. Виноградова.
2. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа
26