Рабочая программа по ОДНКНР, ООО, 5-6 классы, 2024-2025

1

Пояснительная записка
Программа по ОДНКНР на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания основ
духовно-нравственной культуры народов России в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учѐтом
распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОДНКНР,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного
общего образования.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике,
традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности
нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить
и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных
ценностях,
которые
являются
основополагающими
для
нашей
многонациональной
страны.
В
федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как
курс, направленный на формирование первоначальных представлений о
светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности. Особенность данного учебного предмета состоит в том, что
расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных
отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать
согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе.
.

Целями
изучения
учебного
курса
являются:
—
формирование
общероссийской
гражданской
идентичности
обучающихся
через
изучение
культуры
(единого
культурного
пространства)
России
в
контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий,
национальных
культур;
2

— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей,
ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному
народу
Российской
Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей
разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями
других
культур
и
мировоззрений;
—
идентификация
собственной
личности
как
полноправного
субъекта
культурного,
исторического
и
цивилизационного
развития
страны.
Цели
курса
определяют
следующие
задачи:
—
овладение
предметными
компетенциями,
имеющими
преимущественное
значение
для
формирования
гражданской
идентичности
обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали
и
нравственности
как
основополагающих
элементах
духовной
культуры
современного
общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей
и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
—
становление
компетенций
межкультурного
взаимодействия
как
способности
и
готовности
вести
межличностный,
межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной
идентичности;
—
формирование основ
научного
мышления обучающихся
через
систематизацию
знаний
и
представлений,
полученных
на
уроках
литературы,
истории,
изобразительного
искусства,
музыки;
—
обучение
рефлексии
собственного
поведения
и
оценке
поведения
окружающих
через
развитие
навыков
обоснованных
нравственных
суждений,
оценок
и
выводов;
—
воспитание
уважительного
и
бережного
отношения
к
историческому,
религиозному
и
культурному
наследию
народов
России;
—
содействие
осознанному
формированию
мировоззренческих
ориентиров,
основанных
на
приоритете
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания
через понимание роли личности в истории и культуре, осознание
важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для
процветания
общества
в
целом.
Изучение
курса
«Основы
духовно-нравственной
культуры
народов
России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного
общего
образования,
способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
3

культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и
светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов
начальной
школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов
России,
их
роли
в
развитии
современного
общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощѐнных в
семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание
своих
обязанностей
перед
обществом
и
государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России,
толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и
ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное,
черты,
способствующие
взаимному
обогащению
культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе
поиска
общих
культурных
стратегий
и
идеалов;
—
осознанию
приоритетной
значимости
духовно-нравственных
ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных,
альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества,
объединяющих
светскость
и
духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду,
готовности
и
способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества
в
целом;
— получению научных представлений о культуре и еѐ функциях,
особенностях
взаимодействия
с
социальными
институтами,
а,
следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и
событий на основе осознания главенствующей роли духовно- нравственных
ценностей
в
социальных
и
культурно-исторических
процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в
отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей
для
активной
самостоятельной
познавательной
деятельности.
Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в учебном плане
В целях реализации настоящей программы на изучение предмета на
уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый
4

учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю: в 5 классе - 34 часа, в 6
классе 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 класс
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
Формирование
и
закрепление
гражданского
единства. Родина и
Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная
семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое
культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре
народов России.
Тема 2 . Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский
язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность
общего языка для всех народов России. Возможности, которые даѐт русский
язык.
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства
России Тема 6 . Материальная культура Материальная культура:
архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной
культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7 . Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9 . Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний .
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию
человека .
Тема 10 . Многообразие культур России.
5

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12 . Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России .
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о
семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных
видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль
нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) .
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) .
Семейное древо. Семейные традиции .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества .
Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных
ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество:
что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре.
Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой
деятельности, как реализации.
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности .
Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к
близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории
народа, государства, человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость еѐ фальсификации. Преемственность поколений .
6

Тема 21 . Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир
человека и его духовность.
Тема 22 . Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция.
Обмен ценностными установками и идеями. При меры межкультурной
коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь,
достоинство,
права
и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет
духовного
над
материальным, гуманизм,
милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый
регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в
России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные .
Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как
свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов
России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История
народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты .
Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа
и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература .
Богатство культуры народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища,
одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
7

География культур России. Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 33 Контрольное итоговое тестирование
Тема 34 Итоги года
6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия.
Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ
жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и
поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов
России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов
как результат исторического развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий
труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они
влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность
знания. Социальная
обусловленность
различных видов образования.
Важность образования для современного мира. Образование как трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права
и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской
Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир
религий
в
истории.
Религии
народов
России
сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры
народов России.
8

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и
идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как еѐ ограничение.
Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в
культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство
духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой
возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии
с другими людьми. Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье,
лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная
оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.
Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение
этих явлений в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтѐрство . Общественные блага .
9

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям
этих профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность
как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учѐные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого
мецената и общества в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учѐные России. Наука как источник социального
и духовного прогресса общества.
Учѐные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учѐных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей
будущей профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные
качества
гражданина
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории .
Важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед
обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие
качества человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
10

Планируемые
Личностные

результаты

освоения

учебного

предмета
результаты

Личностные результаты освоения предмета достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1. Патриотическое
воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа
России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской
государственности.
2.
Гражданское
воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность
понимания
и
принятия
гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам
людей
или
их
отсутствию.
3.
Ценности
познавательной
деятельности
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного
мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.
Духовно-нравственное
воспитание
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
11

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов
мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни вгруппах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным
поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении,
расточительном
потреблении.
Метапредметные результаты:
 владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
 овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей
и культурой коллективного труда.
Предметные результаты:
 осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, особенностях традиционных
религий России;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной
разными средствами;
 расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
12

№
п/п

Тематическое планирование
5 класс
Наименование
Количество часов
разделов и тем
Всего
Контроль Практи
программы
ные
ческие
работы

«Россия — наш
общий дом»
1.1 Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной культуры народов
России»?
1.2 Наш дом — Россия
1.3 Язык и история
1.4 Русский язык —
язык общения и
язык возможностей
1.5 Истоки родной
культуры
1.6 Материальная
культура
1.7 Духовная культура
1.8 Культура и религия
1.9 Культура и
образование
1.10 Многообразие
культур России
(практическое
занятие)
2 Семья и духовнонравственные
ценности
2.1 Семья — хранитель
духовных
ценностей
2.2 Родина начинается
с семьи
2.3 Традиции
семейного
воспитания в
России
2.4 Образ семьи в
культуре народов
1.

10

работы

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

1
Библиотека ЦОК

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

6

1

1

1
1

1
13

2.5
2.6

3
3.1

3.2

3.3

4
4.1

4.2
4.3
4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

России
Труд в истории
семьи
Семья в
современном мире
(практическое
занятие)
Духовно-нравственное
богатство личности
Личность —
общество —
культура
Духовный мир
человека. Человек —
творец культуры.
Личность и
духовнонравственные
ценности
Культурное единство
России
Историческая
память как духовнонравственная
ценность
Литература как
язык куль туры
Взаимовлияние
культур
Духовнонравственные цен
ности российского
народа
Регионы России:
культурное
многообразие
Праздники в
культуре народов
России
Памятники в
культуре народов
России
Музыкальная
культура народов
России

1
1

3
1

1

1

13

2

1

1
1
1

1

1

1

1

14

4.9

4.10

4.11

4.12

4.13

5

6

Изобразительное
искусство народов
России
Фольклор и
литература народов
России
Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда,
дом
(практическое
занятие)
Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда,
дом
(практическое
занятие)
Единство страны
— залог будущего
России
Контрольное
итоговое
тестирование
Итоги года

1

1

1

1

1

1

1

Всего

34

1

4

6 класс
№
Наименование
Количество часов
п/п разделов и тем
Всего Контроль Практи
программы
ные
ческие
работы
работы
1.
1.1
1.2

1.3

Культура
как
социальность
Мир
культуры:
его структура
Культура России:
многообразие
регионов
История быта как

8

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека

ЦОК
15

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

2

2.1

2.2

2.3

2.3

2.5

2.6

3

история культуры
Прогресс:
технический и
социальный
Образование
в
культуре на родов
России
Права и
обязанности
человека
Общество и
религия: духовнонравственное
взаимодействие
Современный
мир: самое
важное
(практическое
занятие)
Человек и его
отражение в
культуре
Человек и его
отражение в
культуре
Взросление
человека в
культуре народов
России
Религия как
источник нравственности
Наука как
источник знания о
человеке и
человеческом
Этика и
нравственность
как категории
духовной
культуры
Самопознание
(практическое
занятие)
Человек как член

1

https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

6

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

10

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека

ЦОК
16

3.1
3.2
3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

общества
Труд
делает
человека человеком
Подвиг: как
узнать героя?
Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние
Проблемы
современного
общества как
отражение его
духовнонравственного
самосознания
Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений
Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры народов
России
Социальные
профессии; их
важность для
сохранения
духовнонравственного облика общества
Выдающиеся
благотворители в
истории .
Благотворительность как
нравственный долг
Выдающиеся
учѐные России .
Наука как
источник

1

https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

17

социального и
духовного
прогресса
общества
3.10 Моя
профессия
(практическое
занятие)
4
Родина и патриотизм 8
4.1 Гражданин
1
4.2

Патриотизм

4.3

Защита
Родины: 1
подвиг или долг?
1
Государство .

4.4

Россия —
родина

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

наша

4.5

Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

4.6

Моя школа и
мой класс
(практическое
занятие)
Человек:
какой
он?
(практическое
занятие)
Человек
и
культура
(проект)
Контрольное
итоговое
тестирование
Подведение итогов 1
года

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

4.7

4.8

5

6

1

18

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
все
го

Контр
ольны
е
работ
ы

Дата
изучения

Прак Пла
тичес н.
кие
работ
ы

Фак
т.

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Раздел 1. Россия – наш общий дом 10 ч.
1

Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной
культуры народов
России»?

1

0

0

2

Наш дом — Россия 1

0

0

3

Язык и история

1

0

0

4

1
Русский язык —
язык общения и
язык возможностей

0

0

5

Истоки родной
культуры

1

0

0

6

Материальная
культура

1

0

0

7

Духовная культура

1

0

0

8

Культура и религия

1

0

0

9

Культура и
образование

1

0

0

19

10

Многообразие
культур России
(практическое
занятие)

1

0

0.5

Раздел 2 . Семья и духовно-нравственные ценности 6 ч.
11

Семья – хранитель
духовных ценностей

1

0

0

12

Родина начинается с
семьи

1

0

0

13

Традиции семейного 1
воспитания в России

0

0

14

Образ семьи в
культуре народов
России

1

0

0

15

Труд в истории
семьи

1

0

0

1
0
0,5
Семья в
современном мире
(практическое
занятие)
Раздел 3. Духовно-нравственное богатство личности 3 ч.
16

17

Личность- общество
- культура

1

0

0

18

Духовный мир
человека. Человек –
творец культуры.

1

0

0

19

Личность и духовно- 1
нравственные
ценности.

0

0,5

Раздел 4. Культурное единство России 13ч.
20

Историческая
память как духовнонравственная
ценность

1

0

0

20

21

Литература как язык
культуры

1

0

0

22

Взаимовлияние
культур

1

0

0

23

Духовнонравственные
ценности
российского народа

1

0

0

24

Регионы России:
культурное
многообразие

1

0

0

25

Праздники в
культуре народов
России

1

0

0

26

Памятники
архитектуры в
культуре народов
России

1

0

0

27

Музыкальная
культура народов
России

1

0

0

28

Изобразительное
искусство народов
России

1

0

0

29

Фольклор и
литература народов
России

1

0

0

30

Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)

1

0

0,5

31

Культурная карта
России
(практическое

1

0

0,5

21

занятие)
32

Единство страны –
залог будущего
России

1

0

0

Раздел 5. Обобщение 2 ч.

33

Повторение по курсу

1

0

0

34

Повторение по курсу

1

0

1

22

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
изучения

все Контро
го льные
работы

План

Практи
ческие
работы

Факт

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Раздел 1. Культура как социальность 8ч.
1

Мир культуры: его
структура

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

2

Культура России:
многообразие
регионов

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

3

История быта как
история культуры

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

4

Прогресс:
технический и
социальный

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

5

Образование в
культуре народов
России

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

6

Права и
обязанности
человека

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

7

Общество и
религия: духовнонравственное
взаимодействие

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

8

Современный мир:
самое важное (
практическое
занятие)

1

0

0,5

https://m.edsoo.r
u/7f413034

Раздел 2. Человек и его отражение в культуре 6ч.
9

Каким должен быть
человек? Духовно-

1

0

0

https://m.edsoo.r
23

нравственный облик
и идеал человека.

u/7f413034

Взросление
человека в культуре
народов России
Религия как
источник
нравственности

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

12

Наука как источник
знаний о человеке и
человеческом

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

13

Этика и
нравственность как
категории духовной
культуры

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

14

Самопознание
(практическое
занятие)

1

0

0,5

https://m.edsoo.r
u/7f413034

10

11

Раздел 3. Человек как член общества 10ч.
15

Труд делает
человека человеком

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

16

Подвиг: как узнать
героя?

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

17

Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

18

Проблемы
современного
общества как
отражение его
духовнонравственного
самосознания

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

19

Духовнонравственные

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034
24

ориентиры
социальных
отношений
20

Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры народов
России

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

21

Социальные
профессии; их
важность для
сохранения
духовнонравственного
облика общества

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

22

Выдающиеся
1
благотворители в
истории.
Благотворительност
ь как нравственный
долг

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

23

Выдающиеся
ученые России

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

0,5

https://m.edsoo.r
u/7f413034

https://m.edsoo.r
u/7f413034
https://m.edsoo.r
u/7f413034
https://m.edsoo.r
u/7f413034

1

0
Моя профессия
1
( практическое
занятие)
Раздел 4. Родина и патриотизм 8 ч.
24

25

Гражданин

1 0

0

26

Патриотизм

1 0

0

27

Защита Родины:
подвиг или долг?

1 0

0

28

Государство .
Россия – наша
Родина.

1 0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

25

29

30

31

1 0
Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)
Моя школа и мой
1 0
класс (практическое
занятие)

0,5

https://m.edsoo.r
u/7f413034

0,5

https://m.edsoo.r
u/7f413034

Человек: какой он?
(практическое
занятие)

0,5

https://m.edsoo.r
u/7f413034

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

1 0

Человек и культура 1 0
( проект)
Раздел 5. Обобщение 2ч.

32

33

Итоговый проект
«Что значит быть
человеком?»

1 0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

34

Итоговое
повторение по
курсу

1 0

1

https://m.edsoo.r
u/7f413034

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
5 -6 класс
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5-6 класс:
методические рекомендации/
Н.Ф. Виноградова.
2. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».