Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса Пономарева И.Н., Корнилова О.А., и
др., Биология: 5-11 классы: программы/[И.Н. Пономарѐва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.]- М.: Вентана-Граф,
2014.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об
образовании);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712;
- приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
- приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 « Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766);
- Устава МБОУ «Карьевская СОШ».
- Использование рабочих тетрадей не предусмотрено.
Рабочая программа соответствует ФГОС СОО
Предмет «Биология» относится к предметной области «Естественнонаучные предметы».
Цель программы:
Сформировать у школьников в процессе биологического образования понимание значения законов и
закономерностей существования и развития живой природы, осознание величайшей ценности жизни и
биологического разнообразия нашей планеты, понимание роли процесса эволюции и закономерностей передачи
наследственной информации для объяснения многообразия форм жизни на Земле.
Сроки реализации программы – 1 год.
Программа 11 класса представляет содержание курса биологии как материала более высокого уровня
обучения, построенного на интегрированной основе. Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 11
классов проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на молекулярном, клеточном,
организменном уровнях организации живой природы.
Предполагаемые результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в
практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией;
устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими
понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить
эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать
их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты
проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и
окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых
кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических
изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
–
–
–
–
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
–
–
объяснять причины наследственных заболеваний;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков
(типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видовизменчивости, используя закономерности
изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и
действию экологических факторов;
–
–
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны
окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять
необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на
основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в
собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое
развитие человека;
–
–
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя
биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности
изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в
практической деятельности;
–
–
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК
(мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках
перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного
скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака
применяя законы наследственности;
по заданной схеме родословной,
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные
последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных
сообществ.
Основной инструментарий для оценивания результатов:
вопросы и задания учебников «Биология» 11 класса (под редакциейИ.Н. Пономарѐвой);
дидактические материалы;
тесты по изучаемым темам, КИМы;
исследовательские, творческие, практические работы;
проектная деятельность.
Общая характеристика курса биологии
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса Пономарева И.Н., Кучменко В.С.,
Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Симонова Т.С. Биология: 5-11 классы: программы/[И.Н. Пономарѐва, В.С.
Кучменко, О.А. корнилова и др.]- М.: Вентана-Граф, 2014.
Программа и содержание курса биологии 11 класса разработаны в полном соответствии со стандартом среднего
общего образования базового уровня.
Программа построена на важной содержательной основе — гуманизме, биоцентризме и полицентризме в
раскрытии свойств живой природы и еѐ закономерностей; многомерности уровней организации жизни; историзме
явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления
культуры; значении биологии для жизни людей и для сохранения природы. Программа предусматривает отражение
современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей
среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры
молодѐжи, формированию компетентностных качеств личности учащихся, развитию познавательной деятельности
(и, соответственно, познавательных универсальных действий), укреплению и расширению представлений о научной
картине мира с учѐтом биологических, этических, гуманистических, коммуникативных, эстетических и
культурологических аспектов.
Интегрирование материалов из различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств живой природы
с позиции принадлежности их к разным структурным уровням организации жизни, их экологизация,
культурологическая направленности и личностно-развивающий подход делают учебное содержание новым и более
интересным для учащихся. В 11 классе изучение свойств живой природы начинается с организменного уровня и
завершается изучением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изложения содержания
курса биологии обеспечивает в 11 классе преемственную связь с курсом биологии 10 класса и межпредметную
связь с курсом географии 9 и 10 классов. Изучение в 11 классе процессов и явлении молекулярного уровня жизни
позволяет осуществить межпредметную связь с курсом органической химии.
Изучение биологии на базовом уровне направлено, главным образом, на реализацию культурологической
функции в общих компетентностях биологического образования на подготовку высокоразвитой личности,
способной к активной деятельности; на развитие у обучающихся индивидуальных способностей, формирование
современного научного мировоззрения.
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования иных
форм организации учебного процесса (лабораторные работы, семинары) и внедрения современных педагогических
технологий.
Место курса биологии в учебном плане
Программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ «Карьевская средняя общеобразовательная
школа»
Данная рабочая программа ориентирована на 33 часа в 11классе.
Учебники биологии для 11 класса являются двухуровневыми. Их основной материал предназначен для организации
обучения в соответствии с требованиями к предметным результатам освоения базового курса биологии.
Дополнительный
материал может быть использован во внеурочное время
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курсабиологии
Личностные
результаты:
• сформированность
мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к
природе, к материальным и духовным ценностям;
• формированность убеждѐнности в
• реализация этических установок
важной роли биологии в жизни общества;
но отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их
результатам;
• сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры набазе
биологических знаний и умений;
• признание
высокой ценности жизни но всех еѐ проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация
установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного
приобретения новых знаний;
• знание о многообразии живой природы, методах еѐ изучения, роли учебных
умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.
Метапредметные результаты:
• овладение
составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты,делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• компетентность
в области использования информонно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение
работать с разными источниками биологической
информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,
дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать еѐ из одной формы в другую,
• умение адекватно
использовать речевые средства дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и
сравнивать разные точки зрения, аргументироватьсвою точку зрения, отстаивать свою позицию;
• способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих.Предметные результаты:
• характеристика
содержания биологических теории (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина),
учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся
учѐных в
развитие биологической науки;
• умение
определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой
природе на разных уровнях организации жизни; умение
сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой
структурные уровни организации жизни;
• объяснение
роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на
развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
причины эволюции, изменяемости видов,наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
• умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, еѐ уровней организации и
эволюции; родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия
видов;
• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
• умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы
переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека;
глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей
среде;
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологическойинформации,
получаемой из разных источников;
• оценку
этических аспектов некоторых исследований в области
искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);
биотехнологии (клонирования,
• постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Содержание тем учебного курса:
Раздел 1 Организменный уровень жизни (17ч)
Раздел 2 Клеточный уровень жизни (5 ч)
Раздел 3 Молекулярный уровень жизни (7ч)
Резервное время 4 часа
Содержание
учебной
темы;
основные
лабораторные работы, экскурсии, используемые при обучении:
вопросы;
практические
и
Раздел 1 Организменный уровень жизни (17ч)
Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности
организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности opганизмов. Типы питанияорганизмов: гетеротрофы и
автрофы. Размножение организмов — половое и
бесполое. Значение оплодотворения. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений.
Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и
постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических
веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях
наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и еѐ типы (наследственная и
ненаследственная). Мутации, их
материальная основа — изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и живую
природу. Генетические закономерности наследования, установленные
Г. Менделем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Отклонения от законов Г. Менделя. Закон Т.
Моргана. Взаимодействие генов.
Хромосомная теория
наследственности. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни
человека, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье
человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Генетические основы селекции.
Вклад Н.И. Вавилова в
развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции:
гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, еѐ достижения. Этические аспекты некоторых исследований в
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома). Вирусы — неклеточная
форма жизни. Вирусные заболевания. Способы профилактики СПИДа. Организменный уровень жизни и его роль в
природе.
Лабораторная работа № 1Модификационная изменчивость.
Раздел 2 Клеточный уровень жизни (5 ч)
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М.Я. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Цитология — наука о клетке.
Методы изучения клетки. Возникновение клетки как этап эволюционного развития жизни. Клетка — основная
структурная,
функциональная и генетическая единица одноклеточных и многоклеточных
организмов. Многообразие клеток и тканей. Клеточная теория. Значение клеточной теории в становлении
современной естественнонаучной картины мира. Основные части клетки. Поверхностный комплекс. Цитоплазма, еѐ
органоиды и включения.
Ядро. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Гипотезы о происхождении эукариотической
клетки. Жизненный цикл клетки. Деление клетки — митоз и мейоз. Соматические и половые клетки.
Особенности
образования половых клеток. Структура и функции хромосом. Специфические
белки хромосом, их функции. Хроматин. Компактизация хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
Гомологичные
и негомологичные хромосомы. Гармония и целесообразность в живой природе.
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.
Лабораторная работа № 2 Исследование фаз митоза на микропрепарате клетоккончика корня.
Раздел 3 Молекулярный уровень жизни (7 ч)
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке.
Мономерные и полимерные
соединения. Основные биополимерные молекулы живой материи. Строение и химический состав нуклеиновых
кислот. Структура и функции ДНК. РепликацияДНК. Матричная функция ДНК. Правило
комплементарности. Ген. Генетический код. Понятие о кодоне. Строение, функции и многообразие форм РНК в
клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Пластический и энергетический обмен. Процессы синтеза как часть метаболизма живой клетки. Фотосинтез.
Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль
фотосинтеза н
природе. Хемосинтез. Этапы биосинтеза белка. Молекулярные процессы
расщепления веществ в клетке. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как
стадии обеспечения клетки энергией. Регуляторыбиомолекулярных процессов. Последствия деятельности человека в
биосфере.
Опаность химического загрязнения окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Значение
экологическом культуры человека и
общества.Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включѐн в Требования к уровню подготовки
выпускника.
Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела
(отражены в разделе «Планируемые результаты изучения учебного курса».
Формы и вопросы контроля:
устный опрос
тестирование
терминологический диктант
практическая работа
- выдвижение гипотезы, целеполагание, определение задач, построение планареализации проекта;
- создание проекта;
- сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений;
- участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;
- оценивание ответа ученика;
- представление результатов работы с информационными источниками;
- правильность ответа на поставленный вопрос, умение формулировать вопрос;
- решение биологических задач;
- ответ по тестовым заданиям;
- заполнение рабочей тетради;
- ответ путем письменного заполнения дидактических карточек;
- коллективное заполнение обобщающей таблицы;
- участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ);
- написание "сочинения-фантазии" на заданную тему;
- создание текста роли персонажа для участия в ролевой игре;
- правильность выполнения практических работ, умение делать выводы;
- качество усвоения изученного материала;
- умение использовать знания на практике.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся:
работа с информационным источником: анализ рисунка, графика, поиск ответа на вопрос,
конспектирование, пересказ, составление плана ответа;
тренировочные упражнения;
решение задач;
лабораторные и практические работы;
проверочные работы;
доклады, рефераты;
индивидуальные и групповые задания при проведении экскурсий;
домашние лабораторные работы;
наблюдения;
создание презентаций;
выполнение летних заданий;
групповое «написание» книги и др.;
создание проекта
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные:
•
•
•
•
•
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
•
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
действие смыслообразования,
действие нравственно - этического оценивания
знание моральных норм;
умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими
нормами
Коммуникативные:
•
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение целей,
функций участников, способов взаимодействия;
•
•
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сбореинформации;
разрешение
конфликтов
-
выявление,
идентификация
проблемы,
поиски
оценка
альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
•
•
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действийпартнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
•
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные:
•
•
•
•
•
•
•
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
волевая саморегуляция
Познавательные:
•
•
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств;
•
знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую
модель, где выделены существенные характеристики объекта, и
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
•
•
•
•
•
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости отконкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса ирезультатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение
основной и
второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
•
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Раздел 1 Организменный уровень жизни (17ч)
Выпускник научится:
• характеризовать организм как биосистему и как структурный уровеньорганизации жизни;
• раскрывать и объяснять свойства организма;
• называть и оценивать стадии развития зародыша на примере ланцетника;
• объяснять значение и типы оплодотворения у растений и животных;
• характеризовать основные факторы, формирующие здоровье;
• объяснять особенности наследственности и изменчивости;
• называть и объяснять законы наследования признаков;
• называть причины наследственных заболеваний;
• объяснять сущность и значение кроссинговера.
Обучающийся получит возможность научиться:
• аргументировать
свою точку зрения при обсуждении особенностей организменного
структурного уровня жизни;
• решать элементарные генетические задачи;
• применять коммуникативные компетентности работы в паре и в группе при выполнении лабораторной
работы;
• соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторнымоборудованием.
Раздел 2 Клеточный уровень жизни (5ч)
Выпускник научится:
• характеризовать клетку как биосистему и как структурный уровень организациижизни;
• называть и раскрывать строение и функции основных частей и органоидовклетки;
• сравнивать и различать клетки прокариот и эукариот;
• объяснять процессы жизнедеятельности клетки;
• называть отличие мейоза от митоза;
• объяснять строение и функции хромосом;
• называть и характеризовать этапы клеточного цикла;
• объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной
картины мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать признаки клеточного уровня организации жизни;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии о биосистемной сущности живой клетки;
• характеризовать клетку как этап эволюции жизни на Земле;
• находить в учебной и научно-популярной, справочной литературе и Интернетеинформацию о клетке,
оформлять еѐ в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• решать элементарные цитологические задачи;
• применять коммуникативные компетентности работы в паре и группе при выполнении лабораторной
работы;
• соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторнымоборудованием.
Раздел 3 Молекулярный уровень жизни (7 ч)
Выпускник научится:
• характеризовать
комплексы молекул в клетке как элементарные биосистемы и как компоненты молекулярного
уровня организации жизни;
• раскрывать и объяснять признаки молекулярного уровня;
• объяснять биологические функции макромолекул;
• называть и характеризовать особенности строения и функции нуклеиновыхкислот (ДНК и РНК);
• объяснять процессы синтеза в живой клетке;
• характеризовать значение световой и темновой фаз фотосинтеза;
• называть и объяснять этапы биосинтеза белка;
• раскрывать сущность процессов клеточного дыхания;
• объяснять сущность жизни как планетарного явления.
Обучающийся получит возможность научиться:
• аргументировать
свою точку зрения при обсуждении особенностей молекулярного
структурного уровня жизни;
• использовать
речевые средства для дискуссии и аргументации своих представлений о
современной естественнонаучной картине мира;
• решать элементарные задачи по энергетике клетки;
• выдвигать гипотезы о возможных результатах деятельности
человека на молекулярном уровне
жизни.
Заключение
Структурные уровни организации материи
Использование учебного и программно-методического комплекса.
Преподавание ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекса, в который
входят:
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., и др.
«Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». М.,
«Просвещение», 2021год.
Перечень разделов и тем в 11 классе
Тема
Количество
часов
Глава 1. Организменный уровень жизни
17
Глава 2. Клеточный уровень жизни
5
Глава 3. Молекулярный уровень жизни
7
Заключение, повторение,
4
итоговый зачѐт.
Итого
33
Календарно-тематический план на учебный год для 11 класса
№
Тема урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки.
Тип урока
Глава 1. Организменный уровень жизни (17 ч.)
1
Организменный
уровень
жизни и его роль в природе.
Основные понятия: жизнь, открытая
система, наследственность.
Изменчивость.
Отличительные
особенности живых организмов от
неживых: единый принцип организации,
обмен веществ и энергии.
Особенности развития: упорядоченность.
Постепенность, последовательность,
реализация наследственной информации.
Знать:
Свойства живого
Уметь выделять:
Особенности развития живых организмов
2
Организм как биосистема.
Клетка - основная структурная единица
организмов. Клетка как биосистема.
Клеточное строение организмов, как
доказательство их родства, единства
живой природы.
Уметь:
Приводить
примеры
организмов,
имеющих клеточное и неклеточное
строение.
Называть жизненные свойства клетки и
положения клеточной теории.
Объяснять общность происхождения
растений и животных.
3
Процессы
жизнедеятельности
многоклеточных организмов.
Ассимиляция,
диссимиляция,
фермент.
Обмен веществ и превращение энергии –
признак живых организмов.
Ассимиляция и диссимиляция –
противоположные процессы.
Уметь:
Давать определения понятиям
ассимиляция, диссимиляция.
Называть этапы обмена веществ, роль
АТФ и ферментов в о\в.
Характеризовать сущность процесса о\в
4
Размножение организмов.
Размножение, бесполое и вегетативное
размножение, гаметы, гермафродиты.
Половое и бесполое размножение.
Бесполое размножение – древнейший
способ размножения. Виды бесполого
размножения: почкование, деление тела,
Уметь:
Давать определение понятию
размножение.
Называть основные формы размножения,
виды полового и бесполого размножения,
способы вегетативного размножения.
Домашнее
задание
Дата
спорообразование.
размножения
Виды
вегетативного
Приводить примеры растений и
животных с различными формами и
видами размножения.
Характеризовать сущность бесполого и
полового размножения.
Объяснять биологическое значение
бесполого размножения.
5
Оплодотворение и его
значение.
Оплодотворение, гаметогенез, мейоз,
конъюгация, перекрест хромосом.
Половое
размножение
растений
и
животных, его биологическое значение.
Половые клетки: строение и функции.
Образование половых клеток
(гаметогенез).
Осеменение.
Оплодотворение.
Уметь:
Узнавать и описывать по рисунку
половые клетки.
Выделять различия мужских и женских
половых клеток.
Выделять особенности бесполого и
полового размножения.
Объяснять биологическое значение
полового размножения, сущность и
биологич значение оплодотворения.
Использовать ресурсы Интернета для
составления справки о генетических
заболеваниях, связанных с нарушением
деления половых клеток.
6
Развитие организмов от
зарождения до смерти.
Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.
Рост и развитие организмов. Онтогенез и его
этапы. Эмбриональное и
постэмбриональное развитие.
Дробление, гаструляция, органогенез.
Закон зародышевого сходства (закон
К.Бэра)
Уметь:
Давать
определения
понятиям
Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.
Называть
начало
и
окончание
постэмбрионального развития, виды
постэмбр развития.
Характеризовать сущность эмб и
постэмбр
периодов
развития
Анализировать и оценивать влияние
факторов риска на здоровье,
использовать приобретенные знания для
профилактики вредных привычек.
7
Из истории развития генетики.
Аллельные гены, ген, генотип,
изменчивость,
наследственность,
фенотип.
Наследственность и изменчивость свойства организмов. Генетика – наука о
закономерностях
наследственности
и
изменчивости.
Уметь:
Давать определения понятиям Аллельные
гены,
ген,
генотип,
изменчивость,
наследственность, фенотип
Называть признаки биологических
объектов – генов и хромосом.
Характеризовать сущность биологич
процессов наследственности и
изменчивости.
Объяснять причины наследственности и
изменчивости,
роль
генетики
в
формировании современной научной
картины мира, в практической
деятельности людей.
8
Изменчивость признаков
организмов и еѐ типы.
Геном, изменчивость, мутации, мутаген,
полиплоидия.
Основные формы изменчивости. Виды
мутаций по степени изменения генотипа:
генные, геномные, хромосомные.
Вариационная кривая, изменчивость,
модификация, норма реакции.
Зависимость проявления действия генов от
условий внешней среды.
Характеристики
модификационной
изменчивости. Наследование
способности проявлять признак в
определенных условиях.
Уметь:
Давать определение термину
изменчивость.
Приводить
примеры
ненаследственной
изменчивости, нормы реакции признаков,
зависимости проявления нормы реакции от
условий окружающей среды.
Анализировать содержание основных
понятий.
Выявлять и описывать разные формы
изменчивости
организмов.
Называть
причины,
обеспечивающие
явление
наследственности, биологическую роль
хромосом, основные формы
изменчивости.
Приводить примеры генных и геномных
мутаций.
Называть
виды
наследственной
изменчивости, уровни изменения
генотипа, виды мутаций, свойства
мутаций.
9
Генетические
закономерности,
открытые Г. Менделем.
Гомо- ,гетерозигота, доминантный и
рецессивный признаки, моногибридное
скрещивание.
Использование
Менделем
гибридологического
метода.
Моногибридное скрещивание. Неполное
доминирование. Анализирующее
скрещивание. Цитологические основы
закономерностей
Правило единообразия. Закон
расщепления. Гипотеза чистоты гамет.
Уметь:
Давать определения понятиям Гомо,гетерозигота, доминантный и рецессивный
признаки, моногибридноескрещивание.
Приводить примеры доминантных и
рецессивных признаков.
Воспроизводить формулировки правила
единообразия и правила расщепления.
Описывать
механизм
проявления
закономерностей моногибридного
скрещивания, механизм неполного
доминирования.
10
Дигибридное скрещивание.
Лабораторная работа №1
«Решение задач по генетике»
Комбинированный урок
Генотип,
дигибридное
скрещивание,
полигибридное
скрещивание,
фенотип.
Условия проявления закона независимого
наследования. Соотношения генотипов и
фенотипов
независимого
наследования
9:3:3:1.
Закон независимого наследования.
Уметь:
Описывать механизм проявления
закономерностей дигибридного
скрещивания.
Называть условия закона независимого
наследования.
Анализировать содержание определений
основных понятий, схему дигибридного
скрещивания.
11
Генетические основы
селекции. Вклад Н.И.
Вавилова в развитие селекции.
Селекция.
Наследственность и изменчивость-основа
искусственного отбора. Центры
происхождения культурных растений.
Независимое одомашнивание близких
растений в различных центрах. Учение
Н.И.Вавилова о центрах.
Уметь:
Называть практическое значение
генетики.
Приводить примеры пород животных и
сортов растений, выведенных человеком.
Анализировать
содержание
основных
понятий.
Характеризовать роль учения Вавилова для
развития селекции.
Объяснять причину совпадения центров
многообразия культурных растений с
местами расположения древних
цивилизаций; значение для селекционных
работ закона гомологических рядов.
12
Генетика пола и наследование,
сцепленное с полом.
Гетеро- и гомогаметный пол, половые
хролмосомы.
Наследственные заболевания ,
сцепленные с полом.
Расщепление фенотипа по признаку
определения пола.
Закон сцепленного наследования.
Уметь:
Называть типы хромосом в генотипе,
число аутосом и половых хромосом у
человека
Приводить примеры наследственных
заболеваний, сцепленных с полом.
Решать простейшие генетические задачи.
13
Наследственные болезни
человека.
Группы наследственных болезней.
Генные болезни и аномалии.
Хромосомные болезни.
Диагностика
заболеваний.
Безопасность жизнедеятельности.
Уметь:
Раскрывать понятие генных болезней и
аномалии:
наследование, сцепленное с полом и
локализованное в X- и Y-хромосомах
(дальтонизм, гемофилия).
Хромосомная болезнь – синдром Дауна.
Составление родословных.
14
Этические аспекты
медицинской генетики.
Биотехнология, штамм.
Основные направления селекции
микроорганизмов. Значение селекции
микроорганизмов для с.х.,медицины,
Микробиологический синтез.
Уметь:
Давать определение термину
биотехнология, штамм
Приводить примеры использования
микроорганизмов в микробиологической
15
Достижения биотехнологии и
этические
аспекты
еѐ
исследований.
16
Решение генетических задач.
17
Вирусные заболевания.
Биотехнология, штамм.
Основные направления селекции
микроорганизмов. Значение селекции
микроорганизмов для с.х.,медицины,
Микробиологический синтез.
Вирусы как возбудители заболеваний. СПИД
- вирусное заболевание. Защита отвирусов.
промышленности.
Объяснять роль биологии в практической
деятельности людей и самого ученика.
Уметь:
Давать определение термину
биотехнология, штамм
Приводить примеры использования
микроорганизмов в микробиологической
промышленности.
Объяснять роль биологии в практической
деятельности людей и самого ученика.
Уметь:
Решать генетические задачи
Знать: значение вирусов в природе и
жизни человека; меры профилактики
вирусных заболеваний.
Уметь:
использовать приобретенные знания в
повседневной жизни для профилактики
вирусных заболеваний.
Глава 2. Клеточный уровень жизни (5 ч.)
18
Клеточный уровень
организации живой материи и его
роль в природе. Клетка как этап
эволюции живого в истории
Земли.
Клетка - основная структурная единица
организмов. Клетка как биосистема.
Клеточное строение организмов, как
доказательство их родства, единства
живой природы.
Уметь:
Приводить примеры
организмов,имеющих клеточное и
неклеточное строение.
Называть жизненные свойств клетки и
положения клеточной теории.
Объяснять общность происхождения
растений и животных.
19
Строение клетки. Органоиды
как структурные компоненты
цитоплазмы.
Строение клетки. Прокариотические и
эукариотические клетки. Особенности
строения животной и растительной
клетки. Основные части и органоиды
клетки, их функции.
Знать:
особенности строение клеток прокариот и
эукакриот, строение клеток растений и
животных, выделять различия в их
строении; названия органоидов клетки,
взаимосвязь между строением и функцией
органоида.
Уметь:
работать с микроскопом. Наблюдать,
описывать и сравнивать строение клеток
растений и животных.
20
Клеточный цикл. Деление
клетки - митоз и мейоз.
Жизненный цикл. Размножение-свойство
организмов. Деление клетки - основа роста,
развития и размножения
организмов. Митоз, сущность и значение.
Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез.
Строение половых клеток. Значение
гаметогенеза. Образование половых
клеток. Стадии размножения, роста,
созревания. Мейоз. Фазы первого и
второго мейотического деления.
Знать:
сущность и биологическое значение
митоза, фазы митоза, строение половых
клеток, фазы первого второго
мейотических делений, отличие мейоза от
митоза.
Уметь:
давать определения ключевым понятиям,
описывать последовательно фазы митоза,
называть стадии гаметогенеза.
21
Структура и функции
хромосом.
Строение и функции хромосом.
Значение постоянства числа и формы
хромосом в клетках.
ДНК
–
носитель
наследственной
информации. Удвоение молекулы ДНК в
клетке
Знать:
строение генов и хромосом; типы
нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых
кислот. Роль ДНК и РНК в жизни
организмов.
Уметь:
выделять различия в строении и
функциях ДНК и РНК. Характеризовать
процесс удвоения молекулы ДНК.
22
История развития науки о
клетке.
Наука о клетке - цитология. Первые
положения клеточной теории. Развитие
учения о клетке. Современная клеточная
теория.
Уметь:
Приводить
примеры
организмов,
имеющих клеточное и неклеточное
строение.
Называть положения клеточной теории.
Объяснять общность происхождения
растений и животных.
Глава 3. Молекулярный уровень жизни (7 ч.)
23
Молекулярный уровень жизни:
значение и роль в природе.
Основные химические
соединения живой материи.
Микро- и макроэлементы, углеводы,
липиды, гормоны.
Особенности
химического
состава
клетки. Микро- и макроэлементы, их
вклад в образовании органических и
неорганических молекул живого
вещества.
Роль неорганических веществ: вода,
минер.соли.
Уметь:
Приводить примеры микро- и
макроэлементов, а так же веществ,
относящихся к липидам и углеводам
Называть неорганич. и органич. вещества
клетки.
Характеризовать биологическое значение
микро и макроэлементов, биологич. роль
воды, солей неорганических кислот.
24
Структура и функции
нуклеиновых кислот.
Белки, аминокислоты, их роль в
организме.
Структура и функции белков. Ферменты.
Нуклеиновые кислоты и их структура.
Уметь:
Давать полные названия нуклеиновым
кислотам ДНК и РНК.
Называть продукты, богатые белками.
Нахождение молекулы ДНК в клетке.
Мономер нуклеиновых кислот.
Приводить примеры белков,
выполняющих различные функции.
Перечислять виды молекул РНК.
Характеризовать функции белков и
нуклеиновых кислот.
25
Процессы синтеза в живых
клетках.
Питание,
фотосинтез,
фотолиз.
Питание. Различия организмов по
способу питания. Фотосинтез. Роль
пигмента хлорофилла. Космическая роль
зеленых растений.
Хлоропласты. Световая и темновая фазы
фотосинтеза.
Уметь:
Давать определения понятиям питание,
автотрофы, фотосинтез.
Называть органы растения где
происходит фотосинтез, роль пигмента
хлорофилла.
Характеризовать фазы фотосинтеза.
26
Процессы биосинтеза белка.
Ген, генетический код, триплет, кодон,
антикодон,
полисома,
трансляция,
транскрипция.
Обмен веществ и превращение энергии –
признак живых организмов. Свойства
генетического кода: избыточность,
специфичность, универсальность.
Механизмы трансляции и транскрипции.
Принцип комплементарности.
Реализация наследственной информации в
клетке.
Уметь:
Давать определения понятиям ген,
ассимиляция.
Называть свойства генетического кода, роль
и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка
Анализировать содержание определений:
триплет, кодон, антикодон, полисома,
трансляция, транскрипция.
Характеризовать сущность процесса
трансляции и транскрипции.
27
Молекулярные
расщепления.
Понятие о биологическом окислении.
Бескислородный этап клеточного
дыхания (гликолиз). Кислородный этап
клеточного дыхания.
Уметь:
Анализировать содержание определений:
Гликолиз, брожение, дыхание.
Называть вещества источники энергии,
продукты реакции этапов обмена
веществ, локализацию в клетке этапов
обмена веществ.
Описывать роль АТФ в обмене веществ.
28
Химическое
загрязнение
окружающей среды как
глобальная экологическая
проблема.
Опасность полимерного мусора.
Пестициды. Диоксины. Проблема
устойчивого развития.
29
Время экологической
культуры.
Развитие химического синтеза.
Манипулирование наследственным
веществом. Глобальные экологические
проблемы. Экологическая культура норма для каждого человека.
процессы
30
Заключение:
структурные
уровни организации живой
природы.
31
Повторение по теме
«Организменный уровень
жизни»
Итоговый урок, тестовая
работа
32
33
Повторение по темам
«Клеточный уровень жизни» и
«Молекулярный уровеньжизни»
Биосистемы: от элементарных
биохимических систем до биосферы.
Видовое биоразнообразие. Уровни
организации природы.