Рабочая программа по ОРКСЭ, НОО, 4 класс, 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и
обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному
модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования,
которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся
представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов
России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию
партнѐра по деятельности, принимать еѐ, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный
подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек
зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические
особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни,
любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчѐркивают естественную
открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других
людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всѐ это становится
предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к
собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие
школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения,
поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений
социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм,
обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:

— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей

(законных представителей);
— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в
жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учѐтом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога. Основной
методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход,
способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о
культуре
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма),
российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах
и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И
СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один
час в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и еѐ значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах
разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая
мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше
время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания
морального кодекса в школе.
Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы
нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию
или не исповедовать никакой религии;
— строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение,
независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
— строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своѐ поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;

— совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
—
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения
определять общую цель и пути еѐ достижения, умений договариваться о распределении ролей
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль,
этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в
разных религиях (в пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской
этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Работа с информацией:
— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчѐркивать
еѐ принадлежность к определѐнной религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать еѐ объективность и правильность.

Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учѐтом
особенностей участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и
оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской
этике.

Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни
ситуации и способы их предупреждения;
— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
— выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности,
нечестности, зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание
больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.

Совместная деятельность:

— выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской
этики»должны отражать сформированность умений:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
— рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в России;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;
— высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и
нормы этикета, приводить примеры;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и

особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго
имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
— рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники);
российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России),
праздниках в своѐм регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни
человека, семьи;
— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на
основе взаимной
любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях;
любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту,
предков); российских традиционных семейных ценностей;
— распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять
еѐ значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе,
законных интересов и прав людей, сограждан;
— рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный
труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
— рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных
достопримечательностях своего региона;
— раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах
образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
— объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской
государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению еѐ результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно
своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;

— называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в российской светской (гражданской) этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов
Наименов
Дата
ание
всего контроль практичес изучени
я
разделов и
ные
кие
тем
работы
работы
Модуль 1. Основы светской этики
программ
1.1. ыРоссия — наша 2
Родина.
Этика — наука
о
нравственной
жизни общения: 1
1.2. Этика
человекаправило
золотое
этики

№
п/п

1.3. Добро и зло
как
нравственн
ые
категории

1.4.

Дружелюбие.
Уважение

1

1

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Вести учебный,
социокультурный диалог;
Аргументировать свою точку
зрения;
Применять полученные
Объяснять
значение
знания в жизни;
изучаемых понятий;
Определять основные
характеристики общения;
Анализировать особенности
общения на основе
«золотого правила
нравственности»;
Различать
проявления добра
Аргументировать
свою
и
зла;
позицию;
Осмысливать
с этих позиций
своѐ поведение и поведение
окружающих;
Осознавать с позиции
нравственности свои пос
тупки; Характеризовать
примеры
Определять особенности
добрых правил;
индивидуального проявления
Уметь вести диалог о
окружающих;
значении добрых слов и
Находить нужные слова при
поступков;
общении с другими;
Осознанно определять
значение моральных норм во
взаимодействии людей.
С пониманием отвечать на
учебные вопросы разных
типов;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Библ
иоте
ка
РЭШ

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

1.5. Этика и этикет.
Премудрости
этикета

1

1.6. Критерии этикета:
разумность,
красота и гигиена

1

1.7. Правила
поведения в
школе и дома

1

1.8. Речь и этикет

1

Уметь охарактеризовать правила
этикета;
Осознанно соблюдать правила
этикета;
Вырабатывать в поведении
соответствие правилам этикета; С
пониманием комментировать
иллюстрации правил, соотносить
с ними своѐ поведение;
Обосновывать
свою точку
Обозначать сущность
зрения;
понятия«этикет»;
Обосновывать необходимость
соблюдения правил этикета;
Накапливать знания по
правилам этикета, уметь
аргументировать их значение и
Знать
смысл;основные правила
этикета;
Уметь обосновать
необходимость соблюдения
правил этикета в школе и дома,
обозначать их перечень;
Осознанно комментировать
Осознавать
значение понятия
текст учебника;
«речь»;
Видеть и выражать
многогранность взаимосвязи
понятий «речь» и «речка»;
Характеризовать образную
выразительность слова;
Использовать ключевые понятия
урока в собственной устной и
письменной речи;
Составлять небольшой рассказ,
используя образные речевые
средства;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

1.9. Этика
человеческих
отношений

1

1.10. Природа — и
человек

1

1.11. Родина,
Отчизна,
патриотизм

1

1.12. Человек среди
людей

1

Объяснять, в чѐм этическая и
эмоциональная основа
понятия«душа»;
Использовать индивидуальные
знания по предметам
«Окружающий мир» и
«Литературное чтение» для
объяснения данного понятия;
Осознанно характеризовать
понятия «духовность»,
«душевность»;
Определять
смысловое значение
Соотносить понятия
понятия
«справедливость»;
«душа»,«духовность»;
Иллюстрировать примеры
значимости природы в жизни
человека из личного опыта и
опыта других людей;
Осознавать взаимосвязь
природы и жизни человека,
аргументировать свои
Объяснять смысловую основу
высказывания;
понятий «род», «Родина»;
Осознанно определять, что
значит быть патриотом;
Анализировать текст учебника в
соответствии с изучаемыми
понятиями;
Составлять небольшой текстрассуждение на тему родины,
патриотизма. Находить в
литературезначение
иллюстрации
Понимать
понятия
обсуждаемых понятий;
«человечность»;
Осознанно аргументировать
влияние взаимодействий с
людьми на нравственный рост
человека;
Расширять знания, дополненные
другими учебными предметами,
обогащѐнные личным опытом и
опытом людей, в определении
изучаемых понятий;
Осознанно комментировать
текст учебника;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих
листах.;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах; анетирование;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

1.13. Этика отношений
в
коллективе. Что
такое коллектив

1

1.14. Коллектив
начинается с меня

1

1.15. Чуткость,
бескорыстие
взаимовыручка в
коллективе

1

1.16. Творческие работы 2

Аргументированно отвечать на
вопрос «Что такое коллектив?»;
Анализировать особенности
коллектива;
Объяснять соотношение
понятий «коллектив» и
«личность»;
Приводить примеры
взаимодействия коллектива
и личности из собственного
опыта и материала других
Осознавать понятия
предметов;
«индивидуальность»,
«дружба»,«уважение»;
Анализировать возможности
улучшения отношений в
коллективе;
Уметь вырабатывать правила для
себя и для других;
Аргументированно объяснять,
что значит быть
единомышленником
в
Умение
понять состояние
коллективе;
другого
человека;
Разумно, с пониманием
реагировать на состояние
другого человека;
Осознавать значение семьи для
человека, общества и
государства;
Стремиться корректировать своѐ
поведение
процессе
Применятьвна
практике
преодоления
обид;
полученные знания;
Уметь планировать свою
деятельность;
Раскрывать содержание
изучаемых понятий;
Аргументировать свою точку
зрения;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

1.17. Нравственные
истины.
Общечеловечески
е
ценности

1

1.18. Ценность жизни

1

1.19. Человек рождѐн
для добра

1

1.20. Милосердие
—закон
жизни

1

Осознавать значение золотого
правила этики;
Размышлять о причинах
появления золотого правила
этики и его применении;
Объяснять сущность и
содержание общечеловеческих
Понимать
ценностей;значение понятий
«смысл», «нравственный
закон»,«жизнь»;
Уметь размышлять о том, какую
роль играют духовные ценности в
жизни человека;
Аргументировать свою точку
зрения;
Использовать ключевые понятия
урока в собственной
устной и
Характеризовать
понятия
письменной
речи;
«бескорыстность»,
«доброта»,«совесть»;
Объяснять смысл сказок и
народных пословиц, связь
между ними;
Понимать необходимость
осознанного отношения к
собственным поступкам;
Аргументировать свою точку
зрения;
Составлять небольшой текстОбъяснять
значение
рассуждение
на тему добра и
понятий«сочувствие»
и
бескорыстия;
«сопереживание»,
«сострадание» и «милосердие»;
Осознанно аргументировать
роль совести как внутреннего
регулятора человеческого
поведения;
Использовать знания по
литературному чтению,
примеры из личного опыта и
опыта других людей для
характеристики действия
совести;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

1.21. Нравственность,
1
справедливость,
правда, тактичность
— жизнь во благо
себе и другим

1.22. Душа
обязана
трудиться.
Нравственные
установки и
нормы

1

1.23. Победить в
себе дракона.
Нравственност
ь на основе
разумности

1

1.24. Понять и простить: 1
гуманизм как
этический принцип

Анализировать конфликтную
ситуацию, обозначая возможные
способы выхода из неѐ;
Доброжелательно
взаимодействовать с людьми
любой национальности;
Осознанно следовать правилам
тактичного поведения;
Применять усвоенные знания в
Устанавливать связь между
общении;
намерением и поступком;
Осознанно раскрывать суть
понятия «нравственная
установка»;
Сопоставлять понятия
«нравственная установка»,
«нравственные усилия»;
Аргументировать свою точку
зрения;
Составлять небольшой текстрассуждение на тему «Образцы
Обосновывать
нравственного значение
поведения в
понятий«достоинство»,
современной жизни»;
«бескорыстие»,«гуманность»;
Анализировать свои поступки,
чувства, помыслы;
Осознавать необходимость
соблюдения норм этикета;
Совершенствовать умения в
области коммуникации;
Аргументировать
свои
Чѐтко представлять,
что такое
рассуждения;
понимание, гармония,
прощение;
Составлять небольшой текстрассуждение на заданную тему;
Контролировать свои поступки и
высказывания;
Соотносить своѐ поведение с
опытом поколений;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

1.25. Этика поступков
—нравственный
выбор

1

1.26. Посеешь поступок
—пожнѐшь
характер.
Жить дружно и
легко

1

Лестница
саморазвития

1

1.28. Терпение и труд
— все перетрут

1

1.27.

Аргументированно объяснять,
что означает нравственный
выбор;
Совершенствовать умения в
области общения;
Корректировать свои
высказывания и поведение с
учѐтом этики поступков;
Проявлять терпимость и
дружелюбие при
взаимодействии
Комментироватьсосновное
окружающими;
содержание урока и его
важнейшие понятия;
Отвечать на учебные вопросы;
Систематизировать и обобщать
полученные знания;
Делать выводы;
Адекватно использовать
полученные знания в практике
Объяснять понятие
общения;
«нравственность»;
Систематизировать и обобщать
полученные знания;
Анализировать и сопоставлять
факты. Находить аналогии;
Соотносить моральнонравственные проблемы с
анализом личного опыта
поведения;
Аргументировать
свои суть
Осознанно
раскрывать
рассуждения;
понятий «терпение»,
«терпимость», «деликатность»;
Соотносить свои представления с
опытом поведения других
людей;
Анализировать своѐ поведение и
высказывания;
Обобщать полученные знания;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

1.29. Слова с
приставкой«со»

1

1.30. Судьба и Родина
едины: с чего
начинается
Родина

1

1.31. Патриот и
гражданин

1

1.32. Заключительное
слово

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Систематизировать и обобщать
этические знания;
Анализировать и сопоставлять
факты поведения человека;
Находить аналогии;
Рассуждать на моральноэтические темы;
Соотносить моральнонравственные проблемы с
Соотносить понятия
личным опытом;
«Родина»,«Отечество»;
Осознанно анализировать
изучаемые понятия. Находить
аналогии;
Вырабатывать умение,
рассуждать на моральноэтические темы и делать
выводы;
Осмысливать моральнонравственные проблемы в
Осознанно
соотнесениираскрывать
с личным опытом
понятия«патриот»,
«патриотизм»,
поведения;
«гражданин»,
«гражданственность»;
Выделять главное в тексте
учебника;
Соотносить полученные знания с
собственным опытом
поведения, уметь анализировать
Обобщать знания, полученные при
его;
изучении курса;
Применять на практике
полученные знания;
Уметь планировать свою работу.
Подводить еѐ итоги,
представлять результаты;
Аргументировать свою
позицию;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; выполнение
заданий на
рабочих листах;

Устный опрос; Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Россия – наша Родина

1

Устный опрос;

2.

Духовные ценности
человечества. Культура.

1

Устный опрос;

Религия

3.

О философии и этике

1

Устный опрос;

4.

Мораль и нравственность

1

Устный опрос;

5.

Образцы нравственности в 1
культурах разных народов

Устный опрос;

6.

Гуманисты мира

1

Устный опрос;

7.

Гуманисты России.
Писатели-гуманисты

1

Устный опрос;

8.

Труд как нравственная
ценность

1

Устный опрос;

9.

Нравственные традиции
предпринимательства

1

Устный опрос;

10. Меценатство

1

Устный опрос;

11. Нравственность в наше
время

1

Устный опрос;

12. Что такое добродетель.
Аристотель о
добродетелях

1

Устный опрос;

13. Нравственные качества.
Сократ

1

Устный опрос;

14. Нравственный выбор

1

Устный опрос;

15. Справедливость

1

Устный опрос;

16. Терпение и терпимость

1

Устный опрос;

17. Милосердие — «милость
сердца»

1

Устный опрос;

18. Десять заповедей - основа
нравственного закона

1

Устный опрос;

19. Десять заповедей и мораль 1
в современном обществе

Устный опрос;

20. Совесть

1

Устный опрос;

21. Долг

1

Устный опрос;

22. Ответственность

1

Устный опрос;

23. «Золотое правило
нравственности»

1

Устный опрос;

24. Этика и этикет

1

Устный опрос;

25. Государство,
основанное на
справедливости

1

Устный опрос;

26. Этика религиозная и
светская

1

Устный опрос;

27. Образование как
нравственная норма

1

Устный опрос;

28. Отношение к другим
людям и к самому себе

1

Устный опрос;

29. Великие мыслители о
дружбе

1

Устный опрос;

30. О самовоспитании

1

31. Патриотизм как
нравственная категория

1

Устный опрос;

32. Эмоциональный интеллект 1
и язык общения

Устный опрос;

33. Человек - венец творения

1

Устный опрос;

34. Россия - наш общий дом

1

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/Шемшурина А.И.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2019 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики
Методическое пособие
https://prosv.ru/\_data/assistance/107/67d58e72-f44e-11e2-8818-0050569c0d55.pdf
Примерная рабочая программа НОО Основы религиозных культур и светской этики
https://edsoo.ru/download/447/?hash=9cc70b60e8cbfdf9ee28f8be2e53600c
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека РЭШ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Ноутбук, мультимедийный проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».