Пояснительная записка
1.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Ст. 13 и ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г., регистрационный номер
19644);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.12.2013 г. № 1342 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 015»
5. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российсской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011.;
6. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации;
7. Русский язык. 5-9 классы: Рабочая программа / М. М. Разумовская и др. — М.: Дрофа, 2017. — 205 с.
8. Учебный план МБОУ «Карьевская СОШ».
2. Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся:
· Русский язык. 9 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2019. – 236 с.
Использование рабочих тетрадей при изучении русского языка в 9 классе не предусмотрено.
Для учителя:
· Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова,
В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы / сост.Харитонова Е.И. – М. : Дрофа, 2014;
3. Компьютер с доступом в сеть интернет, мультимедийный проектор, экран.
4. Количество часов по учебному плану: 3 часа в неделю; всего102 часа.
5. Важнейшая цель обучения русскому языку в 5—9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему
как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими
общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть
разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения,
полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном
языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
Задачи:
· воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности,
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
· развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободным владением русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических
ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга
используемых грамматических средств;
· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
·
6. Тематическое планирование
№
Содержание
1.
Введение. О языке. Русский язык – национальный язык русского
народа.
2.
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах
3.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение
4.
Сложноподчиненное предложение
5.
Бессоюзное сложное предложение
6.
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной
связи
7.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе
Часы
1ч
10+ 3 РР
9 + 2 РР
29 + 8 РР
13 + 2 РР
8 + 2 РР
10 + 2 РР
8.
9.
Резервные уроки
Итого
Из них на развитие речи
4
102ч
19 ч
7. Содержание учебного курса (102 часа)
О языке
Русский язык – национальный язык русского народа.
Речь
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о
стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные
языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением; рецензия.
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.
Обобщение изученного в 5-8классах
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения).Лексическое и грамматическое значение
слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений:
сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложносочиненное предложение
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и
противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного
предложения.
Сложноподчиненное предложение
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном
предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа
действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к
главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Бессоюзное сложное предложение
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного
предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Итоговое повторение
Резервные уроки
8. Информация об используемых технологий обучения:
· уровневая дифференциация;
· проблемное обучение;
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии.
9. Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения, зачеты.
10. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку:
Личностные результаты освоения русского языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
_-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельны поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации
общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного
языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые
типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться
орфографическим словарём;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их
употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приёмом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к
морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами
типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; опознавать основные способы
словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно суффиксальный, сложение разных видов); сращение,
переход слова одной части речи в другую;
- по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и
употреблении слов; пользоваться грамматико- орфографическим словарём;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова общественно-политической и
морально-этической тематики с не проверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим
словарём;
_-по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить
предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
11. Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
Htpp//edu.1september.ru
WWW.scool.edu.ru
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8Интерактивные таблицы.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Основные элементы
содержания
Требования к уровню подготовки
Практика
1
Русский язык национальный
язык русского
народа
Основные формы
существования
национального
русского языка:
русский
литературный язык,
территориальные
диалекты (народные
говоры), социальные
диалекты (жаргоны) и
просторечия.
Иметь представление об
особенностях национального языка, о
его значении, образовании и
развитии. Развивать умение читать
лингвистические тексты и создавать
собственные высказывания на
лингвистические темы
Анализ текстов о
языке; собственное
высказывание на
лингвистическую
тему
Повторение изученного в 5-8 классах 10ч + 3 РР
2
Р.Р.
Функциональные
разновидности
языка
К функциональным
разновидностям
языка относятся
разговорная речь,
язык
художественной
литературы и
собственно
функциональные
стили – официальноделовой, научный и
Расширить и углубить знания
обучающихся о функциональных
разновидностях русского языка.
Анализ текстов
Планируемые результаты
обучения (личностные,
метапредметные, предметные)
Предметные: знать особенности
национального языка, его
назначение, развитие.
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности , искать
средства её осуществления;
составлять сложный план текста.
Личностные: испытывать чувство
гордости за свою Родину, русский
народ и историю России,
осознавать свою этническую и
национальную принадлежность,
признавать ценности
многонационального российского
общества.
Предметные: научиться
определять в тексте
функциональные стили речи
русского языка.
Метапредметные: уметь работать
по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: формирование
навыков самоанализа и
публицистический. .
самоконтроля;
формирование интереса к
исследовательской,
аналитической деятельности.
3
Фонетика.
Орфоэпия.
Графика
Повторение раздела
«Фонетика.
Орфография.
Графика».
Орфоэпические
нормы русского
литературного
языка.
Знать. Понятия о звуках речи,
соотношении звука и буквы, связь
фонетики с графикой и орфографией,
основные орфоэпические нормы
Уметь. Фонетический и
орфоэпический разбор слов;
применять знания по фонетике в
практике писания и говорения.
Фонетический и
орфоэпический разбор
слов
Замена
орфоэпической записи
орфографической
4
Лексика.
Лексическое
значение слова
Словарный состав
русского языка с
точки зрения
происхождения,
употребления и
стилистической
окраски
Знать. Определение синонимов,
антонимов, паронимов, омонимов,
историзмов. архаизмов, старославянизмов, диалектизмов,
профессионализмов, фразеологизмов.
Словари русского языка и их роль
Уметь. Пользоваться словарями
русского языка
Составление схемы
«Лексический состав
русского языка» с
примерами
5
Морфемика.
Морфемика.
Словообразование Способы
словообразования
Знать. Части речи и их образование
Уметь. Определять приставки и
суффиксы всех частей речи
Разбор слова по
составу
Словообразовательный разбор
Предметные: иметь представление
об орфоэпической литературной
норме.
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: приобретать мотивы
учебной деятельности.
Предметные: применять знания из
области лексика.
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: формировать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Предметные: применять знания из
области лексики и
словообразования, владеть
навыками морфемного и
словообразовательного разборов.
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
6
Морфология и
синтаксис
Система частей речи
в русском языке.
Принципы
выделения частей
речи. Слитное и
раздельное
написание разных
частей речи с Н и
НН
Знать.
Признаки частей речи, особенно их
функции
Отличие причастий от деепричастий
Понятие о словосочетаниях и
предложениях. Отделяющие и
выделяющие знаки
Уметь.
Определять части речи, делать
полный синтаксический разбор
словосочетаний и предложений
Синтаксический
разбор предложений и
словосочетаний
Выполнение
упражнений на
определение частей
речи
(ИЗ материалов ОГЭ)
Заполнение таблицы
частей речи
7
Морфология и
синтаксис
Система частей речи
в русском языке.
Принципы
выделения частей
речи. Слитное и
раздельное
написание разных
частей речи с НЕ
Знать.
Признаки частей речи, особенно их
функции
Отличие причастий от деепричастий
Понятие о словосочетаниях и
предложениях. Отделяющие и
выделяющие знаки
Уметь.
Определять части речи, делать
полный синтаксический разбор
словосочетаний и предложений
Синтаксический
разбор предложений и
словосочетаний
Выполнение
упражнений на
определение частей
речи
(ИЗ материалов ОГЭ)
Заполнение таблицы
частей речи
8
Орфография и
пунктуация
Морфология и
орфография.
Знаки препинания
Знать.
Понятия: знаки отделяющие и
выделяющие.
Объяснительный
диктант: знаки
препинания в простом
Личностные: формировать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Предметные: знать части речи,
уметь выделять словосочетания из
предложений, повторить слитное
и раздельное написание разных
частей речи с Н и НН.
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления.
Личностные: формирование
оценки своих поступков, разрешая
моральные противоречия на
основе общечеловеческих
ценностей.
Предметные: знать части речи,
уметь выделять словосочетания из
предложений, повторить слитное
и раздельное написание разных
частей речи с НЕ.
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления.
Личностные: формирование
оценки своих поступков, разрешая
моральные противоречия на
основе общечеловеческих
ценностей.
Предметные: повторить
правописание гласных в корнях
слов, пунктуацию простого
при однородных
членах предложения,
причастных и
деепричастных
оборотах.
Правописание
безударных и
чередующихся
гласных в корне.
Уметь. Ставить знаки препинания в
простом предложении. Знать и уметь
применять правила орфографии:
гласных в корнях слов;
предложении и
орфограммы, в том
числе при
разграничении
причастий и
прилагательных
9
Орфография и
пунктуация
Морфология и
орфография.
Знаки препинания
при однородных
членах предложения,
причастных и
деепричастных
оборотах. Слитное и
раздельное
написание частей
речи с НЕ и НИ
Знать.
Основные нормы русского
литературного языка
Уметь.
Применять изученные правила,
Пользоваться способами применения
правил
Объяснительный
диктант: знаки
препинания в простом
предложении и
орфограммы, в том
числе при
разграничении
причастий и
прилагательных
10
Р.р. Типы речи.
Рассуждаем на
лингвистическую
тему
Текст и его
признаки, типы речи
Знать.
Признаки текста и его функции
Уметь.
свободно и правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме
Соблюдение норм построения текста
Совершенствование и
редактирование собственного текста
Повторение
признаков текста на
примерах
классических
образцов; абзацное
членение текста на
основе нахождения
микро-тем и
предложения.
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления;
выполнять универсальные
логические действия.
Личностные: формирование
оценки своих поступков, разрешая
моральные противоречия на
основе общечеловеческих
ценностей.
Предметные: повторить
правописание . Слитное и
раздельное написание разных
частей речи с НЕ и НИ
пунктуацию простого
предложения.
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления;
выполнять универсальные
логические действия.
Личностные: формирование
мотивов учебной деятельности.
Предметные: повторить сведения
о типах речи, учиться выполнять
языковой анализ типовых
фрагментов текста.
Метапредметные: уметь
составлять и читать схемы,
использовать дополнительные
источники информации, владеть
определения
грамматических
средств связи.
11
Р.Р.
Типологический
анализ текста
Текст. Составление
небольших
высказываний
Знать. План типологического
анализа текста.
Уметь. Выделять в тексте тему,
основную мысль, проблему,
определять авторскую позицию и
формулировать свое отношение к
ней.
Высказывание о
текстах (обучающего
характера)
12
Обобщение по
теме «Повторение
и систематизация
изученного в 5-8
классах»
Служебные и
знаменательные
части речи.
Знать отличие служебных частей
речи от знаменательных, их
грамматическое значение. Уметь
производить морфологический и
синтаксический, орфографический
разбор
Самостоятельная
работа
13
Контрольный
диктант по теме
«Повторение и
систематизация
изученного в 5-8
классах».
Диктант с
грамматическим
заданием
Проверить уровень владения ранее
изученным материалом, выделенным
для повторения и закрепления в 9
классе
навыками письменной речи.
Личностные: развивать этические
чувства, доброжелательность и
эмоционально-нравственную
отзывчивость.
Предметные: знать анализ текста,
учиться составлять высказывания.
Метапредметные: уметь работать
по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: развивать этические
чувства, доброжелательность и
эмоционально-нравственную
отзывчивость.
Предметные: уметь использовать
знания, полученные 5-8 классах.
Метапредметные: самостоятельно
определять цель учебной
деятельности, искать средства её
осуществления.
Личностные: развивать этические
чувства, доброжелательность и
эмоционально-нравственную
отзывчивость.
Предметные: контролировать
сформированность как
орфографических,
пунктуационных, так и
грамматических навыков по
различным разделам русского
языка.
Метапредметные: уметь грамотно
14
Анализ ошибок
контрольной
работы
оформлять свою письменную
речь.
Личностные: приобретать мотивы
учебной деятельности и понимать
личностный смысл учения.
Знать квалификацию ошибок, их видов.
Уметь различать ошибки разных видов
и классифицировать их, анализировать,
находить правильные способы
исправления
Анализ к/работы
Работа над ошибками,
рефлексия
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение 9ч + 2 РР
15
Сложное
предложение.
Понятие о сложном
предложении
Понятие о
сложном
предложении как
единицы
синтаксиса.
Знать. Признаки разграничения
простых и сложных предложений,
понятие сложного предложения,
иметь представление о средствах
связи частей сложного предложения
и соответствующих знаках
препинания.
Уметь. На уровне первичных
навыков разграничивать сложные
предложения разных типов, ставить
знаки препинания между частями на
письме.
Выполнение упражнений на нахождение
грамматических
основ, определение их
количества и союзной
сочинительной и
подчинительной
связи; постановка
знаков препинания в
СП
16
Сложное
предложение.
Понятие о сложном
предложении
Основные виды
сложных
предложений.
Знать. Признаки разграничения
простых и сложных предложений,
понятие сложного предложения,
иметь представление о средствах
связи частей сложного предложения
и соответствующих знаках
препинания.
Уметь. На уровне первичных
Выполнение упражнений на нахождение
грамматических
основ, определение их
количества и союзной
сочинительной и
подчинительной
связи; постановка
Предметные: знать признаки
разграничения простых и
сложных предложений.
Метапредметные:
ориентироваться в своей системе
знаний и осознавать в
необходимости новых, определять
степень успешности выполнения
своей работы.
Личностные: развивать этические
чувства, доброжелательность и
эмоционально-нравственную
отзывчивость.
Предметные: знать признаки
разграничения простых и
сложных предложений.
Метапредметные:
ориентироваться в своей системе
знаний и осознавать в
необходимости новых, определять
степень успешности выполнения
навыков разграничивать сложные
предложения разных типов, ставить
знаки препинания между частями на
письме.
знаков препинания в
СП
1718
Типы сложных
предложений.
Средства связи
между частями
сложного
предложения
Смысловые
отношения между
частями СП и
способы их
выражения
Знать. Классификацию сложных
предложений.
Уметь. На уровне первичных
навыков разграничивать сложные
предложения разных типов, ставить
знаки препинания между частями на
письме.
Выполнение упражнений на нахождение
грамматических
основ, определение их
количества и союзной
сочинительной и
подчинительной
связи; постановка
знаков препинания в
19
Понятие о
сложносочиненном
предложении
Понятие о
сложносочиненно
м предложении,
средства связи,
смысловые
отношения между
частями
сложносочиненно
го предложения
Знать.
Классификацию сложных
предложений.
Уметь.
На уровне первичных навыков
разграничивать сложные
предложения разных типов, ставить
знаки препинания между частями на
письме.
Выполнение упражнений на нахождение
грамматических
основ, определение их
количества и союзной
сочинительной и
подчинительной
связи; постановка
знаков препинания в
ССП
своей работы.
Личностные: развивать этические
чувства, доброжелательность и
эмоционально-нравственную
отзывчивость.
Предметные: знать
классификацию сложных
предложений и средства связи
между их частями
Метапредметные: уметь работать
по составленному плану,
используя наряду с основными и
дополнительные средства, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса о
классификации сложных
предложений.
Личностные: принимать и
осваивать социальные роли
обучающихся, приобретать
мотивы учебной деятельности
Предметные: знать
классификацию сложных
предложений и средства связи
между их частями.
Метапредметные: уметь работать
по составленному плану,
используя наряду с основными и
дополнительные средства делать
выводы в результате совместной
работы всего класса о
классификации сложных
предложений.
Личностные: приобретать мотивы
20
Виды
сложносочинённых
предложений и
знаки препинания в
них. Сочинительные
союзы
Понятие о
сложносочиненно
м предложении
(ССП).
Сочинительные
союзы
Знать.
Разряды сочинительных союзов и
соответствующие им виды
сложносочиненных предложений
21
Виды
сложносочинённых
предложений и
знаки препинания в
них. Сочинительные
союзы
Понятие о
сложносочиненно
м предложении
(ССП).
Сочинительные
союзы
Знать. Разряды сочинительных
союзов и соответствующие им виды
сложносочиненных предложений
22
Систематизация и
обобщение
изученного по теме
«Сложносочиненное
Знать. Основные нормы русского
литературного языка
Уметь.
Применять изученные правила,
Лингв. рассказ «Зачем
нужно изучать ССП».
Тест
Тестовые задания
учебной деятельности и понимать
личностный смысл учения.
Предметные: знать
классификацию сложных
предложений и сочинительные
союзы.
Метапредметные: уметь работать
по составленному плану,
используя наряду с основными и
дополнительные средства, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса о
классификации сложных
предложений.
Личностные: приобретать мотивы
учебной деятельности и понимать
личностный смысл учения.
Предметные: знать
классификацию сложных
предложений и сочинительные
союзы.
Метапредметные: уметь работать
по составленному плану,
используя наряду с основными и
дополнительные средства, делать
выводы о классификации
сложных предложений.
Личностные: приобретать мотивы
учебной деятельности и понимать
личностный смысл учения.
Предметные: находить в тексте
средства, подкрепляющие
смысловые отношения в ССП;
производить синтаксический
предложение».
Пользоваться определенными
навыками по их применению
23
Контрольный урок
по теме:
«Сложносочиненные
предложения»
Диктант с
грамматическим
заданием
Проверить уровень усвоения темы
«Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение»
24
Р.Р.
Функциональные
разновидности
языка.
Художественная
речь и язык
художественной
литературы
Работа с текстами
Различать понятия "художественный
стиль речи" и "язык художественной
литературы". Понимать роль
стилистически дифференцированной
речи в художественном
произведении.
разбор ССП. Наблюдать за
особенностями использования
сложносочиненных предложений
в текстах разных стилей и жанров,
художественном тексте.
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: приобретать мотивы
учебной деятельности
Предметные: контролировать
сформированность как
орфографических,
пунктуационных, так и
грамматических навыков по ССП.
Метапредметные: уметь грамотно
оформлять свою письменную
речь.
Личностные: приобретать мотивы
учебной деятельности и понимать
личностный смысл учения.
Предметные: научиться
определять в тексте
функциональные стили речи
русского языка.
Метапредметные: уметь работать
по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: формирование
навыков самоанализа и
самоконтроля;
25
Р.Р. Сжатое
изложение.Аудирова
ние
Сжатое
изложение. Текст,
заголовок, тема,
основная мысль,
авторская
позиция,
проблема. План.
Средства
выразительности
текста.
формирование интереса к
исследовательской,
аналитической деятельности.
Предметные: писать изложения по
текстам, сохраняя
композиционную форму,
характерные языковые средства.
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: формировать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Сжатое изложение. Проверить
способность учащихся грамотно
употреблять в речи сложные
предложения
Сложноподчиненное предложение 29ч + 8 РР
26
Понятие о
сложноподчинённом
предложении
Понятие о
сложноподчинен
ном
предложении
(СПП).
Знать.
Отличительные признаки ССП,
средства связи главного с придаточным
Уметь.
Правильно ставить знаки препинания и
составлять схемы сложноподчиненных
предложений
27
Строение
сложноподчинённых
Строение СПП,
средства связи
Знать.
Отличия союзов и союзных слов
Лингв. рассказ о
СПП (с.62-63)
Подбор
синтаксических
синонимов.
Синтаксический
анализ предложений
Построение схем
СПП
Конструирование
ССП по заданным
Предметные: знать
классификацию сложных
предложений
Метапредметные: уметь
работать по составленному
плану, используя наряду с
основными и дополнит.
средства, делать выводы в
результате совместной работы
всего класса о классификации
сложных предложений.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности и
понимать личностный смысл
учения.
Предметные: знать
классификацию сложных
предложений,
средства связи его
частей.
его частей
Особенности присоединения к главному
Уметь.
Определять вид придаточного, находить
указательное слово, определять вид
связи между главным и придаточным,
составлять вертикальные и
горизонтальные схемы,
схемам.
Конструирование
ССП: с опорой на
табл. с.62-63
28
Виды
сложноподчинённых
предложений
Виды
придаточных
предложений,
способы их
различения
Знать.
Виды придаточных предложений
Уметь.
Объяснить постановку знаков
препинания в СПП. Вычленять СПП из
текста
Правильно употреблять СПП в речи
Употреблять в собственном
высказывании синонимичные
синтаксические конструкции
Конструирование
ССП по заданным
схемам.
29
Виды придаточных
частей, способы их
различения
Виды
придаточных
частей, способы
их различения
Знать.
Виды придаточных предложений
Уметь.
Объяснить постановку знаков
препинания в СПП
Вычленять СПП из текста
Правильно употреблять СПП в речи
Употреблять в собственном
высказывании синонимичные
синтаксические конструкции
предложений , и средства связи
между их частями.
Разграничивать союзы и
союзные слова.
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности
Предметные: знать
классификацию
сложноподчиненных
предложений.
Метапредметные:
самостоятельно искать и
отбирать необходимую
информацию; использовать для
решения познавательных задач.
Личностные: развивать
этические чувства,
доброжелательность и
эмоционально-нравственную
отзывчивость.
Предметные: знать признаки
придаточных предложений.
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: принимать и
осваивать социальные роли
обучающихся, приобретать
мотивы учебной деятельности и
30
Сложноподчинённые
предложения с
придаточным
определительным
Придаточные
определительные, их
синтаксические
синонимы
Знать. Особенности СПП с
придаточным определительным. Уметь.
Пользоваться синтаксическими
синонимами (СПП с придаточным
определительным — простое
предложение с обособленным
определением); уметь находить СПП с
придаточным определительным в
художественных текстах; уместно
использовать в своей речи подобные
синтаксические конструкции
Работа с синтаксич.
синонимами
придаточными.
определительными:
замена конструкций
простыми
предложениями с
причастными
оборотами и
наоборот.
Разбор предл. по
схеме: с.66
31
Придаточные
определительные, их
синтаксические
синонимы.
Придаточные
определительны
е, их
синтаксические
синонимы
Знать.
Отличительные особенности
придаточных определительных
Уметь.
Определять главное слово
Объяснить постановку знаков
препинания в СПП с придаточными
определительными
Заменять придаточное определительное
причастным оборотом
Использовать в речи СПП с
придаточным определительным
Инд. карточки:
работа с
синтаксическими
синонимами
придаточными.
определительными:
замена конструкций
простыми
предложениями с
причастными
оборотами и
наоборот.
Разбор предл. по
схеме: с.66
32
Сложноподчинённые
предложения с
придаточным
Придаточные
изъяснительные
Знать.
Отличительные особенности
придаточных
Стр. 88-89: план с
последующим
лингвистичеким
понимать личностный смысл
учения.
Предметные: Определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным определительным.
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления;
выполнять универсальные
логические действия.
Личностные: формирование
мотивов учебной деятельности.
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным определительным.
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: принятие и
освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и
формирование личностного
смысла учения
Предметные: определять в
тексте средства, подкрепляющие
смысловые отношения в СПП с
изъяснительным.
изъяснительных
Уметь.
Определять главное слово
Задавать вопрос
Объяснить постановку знаков
препинания в СПП с придаточными
определительными (
Употреблять придаточные
изъяснительные в речи
33
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными
изъяснительными.
Придаточные
изъяснительные
Знать.
Отличительные особенности
придаточных
изъяснительных
Уметь.
Конструировать предложения с прямой
речью в предложения с косвенной
речью
Использовать в речи СПП с
придаточным изъяснительным
34
РР Строение текста.
Признаки текста.
Способы и средства
связи предложений в
тексте
Признаки текста
Способы и
средства связи
предложений в
тексте
Знать. Признаки текста.
Уметь. Определять тему, находить
способы и средства связи предложений
в тексте
рассказом
Определение темы,
микротем, основной
мысли в тексте
придаточным изъяснительным.
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: формирование
учебно-познавательного
интереса к новому учебному
материалу и способам решения
новой задачи;
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным изъяснительным.
Метапредметные: умение
принимать решение в различных
жизненных ситуациях с учетом
причинно-следственных связей в
психологии и поведении людей.
Личностные: формировать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Предметные: анализировать
строение текста, языковые и
речевые средства, средства связи
предложений в тексте.
Метапредметные: уметь
составлять сложный план,
передавать содержание в
сжатом, выборочном и
развернутом виде.
Личностные: развивать
35
Сложноподчиненные
предложения с
придаточными
обстоятельственными.
СПП с придаточным
места
Придаточные
обстоятельствен
ные, их
классификация.
Стилистические
особенности
союзов,
связывающих
придаточные
обстоятельствен
ные с главным
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточными места
Уметь.
Задавать вопрос. Объяснить постановку
знаков препинания в СПП с
придаточными обстоятельственными
места
Находить в предложениях указательные
слова. Использовать в речи СПП с
придаточными места
Конструирование
предложений с
опорой на с. 97
(таблица)
36
Сложноподчиненные
предложения с
придаточными места
Стилистические
особенности
союзов,
связывающих
придаточные
обстоятельствен
ные с главным
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточными места
Уметь.
Задавать вопрос. Объяснить постановку
знаков препинания в СПП с
придаточными обстоятельственными
места
Находить в предложениях указательные
слова. Использовать в речи СПП с
придаточными места
Конструирование
предл. по заданным
схемам;
самостоятельная
работа: расставить
знаки препинания.
37
Сложноподчиненные
предложения с
придаточными
времени
Придаточные
обстоятельственные, их классификация.
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточными времени
Уметь.
Конструирование
предложений с
опорой на с.100
(таблица)
этические чувства,
доброжелательность и
эмоционально-нравственную
отзывчивость
Предметные: находить в тексте
средства, подкрепляющие
смысловые отношения в СПП с
придаточным
обстоятельственным места
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления;
выполнять универсальные
логические действия.
Личностные: формирование
мотивов учебной деятельности.
Предметные: находить в тексте
средства, подкрепляющие
смысловые отношения в СПП с
придаточным
обстоятельственным места
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления;
выполнять универсальные
логические действия.
Личностные: формирование
мотивов учебной деятельности
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
Стилистические
особенности
союзов,
связывающих
придаточные с
главным
Задавать вопрос. Объяснить постановку
знаков препинания в СПП с
придаточными обстоятельственными
времени. Находить в предложениях
указательные слова. Правописание
подчинительных временных союзов
38
Сложноподчиненные
предложения с
придаточными
времени
Придаточные
обстоятельственные, их классификация.
Стилистические
особенности
союзов,
связывающих
придаточные с
главным
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточными времени
Уметь.
Задавать вопрос. Объяснить постановку
знаков препинания в СПП с
придаточными обстоятельственными
времени. Находить в предложениях
указательные слова. Правописание
подчинительных временных союзов
Конструирование
предл. по заданным
схемам;
самостоятельная
работа: расставить
знаки препинания.
39
Сложноподчинённые
предложения с
придаточным
сравнения.
Придаточные
сравнительные
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточными сравнения.
Сравнительный оборот.
Уметь.
Задавать вопрос
Объяснить постановку знаков
препинания в СПП с придаточными
обстоятельственным сравнения
Конструирование
СПП и простые
предложения с
сравнительными
оборотами
40
Сложноподчинённые
предложения с
придаточным
Придаточные
сравнительные
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточными сравнения
Конструирование
СПП.
Объяснительный
придаточным
обстоятельственным времени
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным
обстоятельственным времени
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным сравнения.
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
сравнения.
Уметь.
Задавать вопрос
Объяснить постановку знаков
препинания в СПП с придаточными
обстоятельственным сравнения
диктант
41
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными образа
действия, меры и
степени.
Придаточные
образа действия
и степени.
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточными образа действия, меры
и степени
Уметь. Задавать вопрос. Объяснить
постановку знаков препинания в СПП с
придаточными образа действия, меры и
степени.
Находить в предложениях указательные
слова. Различение союзов и союзных
слов.
Конструирование
СПП образа
действия, меры и
степени
42
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными образа
действия, меры и
степени.
Придаточные
образа действия
и степени.
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточными образа действия, меры
и степени
Уметь. Задавать вопрос. Объяснить
постановку знаков препинания в СПП с
придаточными образа действия, меры и
степени.
Находить в предложениях указательные
слова. Различение союзов и союзных
слов.
Диктант с
творческим
заданием:
продолжить
сложноподчиненное
предложение
придаточным образа
действия, меры и
степени
отношения в СПП с
придаточным сравнения.
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным
обстоятельственным образа
действия, меры и степени.
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: формировать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным
обстоятельственным образа
действия, меры и степени.
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
43
РР. Речевые жанры.
Путевые заметки.
План анализа текста
определенного жанра.
Путевые
заметки. План
анализа текста
определенного
жанра.
Знать и уметь. Использовать путевые
заметки и анализировать тексты
определенного жанра, правильно
строить путевые заметки с точки зрения
композиции, коммуникативных
намерений, языковых норм,
редактировать собственный текс
44
РР. Речевые жанры.
Путевые заметки.
План анализа текста
определенного жанра.
Путевые
заметки. План
анализа текста
определенного
жанра.
Знать и уметь. Использовать путевые
заметки и анализировать тексты
определенного жанра, правильно
строить путевые заметки с точки зрения
композиции, коммуникативных
намерений, языковых норм,
редактировать собственный текс
45
Контрольная работа
за 1 полугодие
Задания по
темам
Проверка уровня усвоения по тем
«Сложносочиненное предложение»
Создать текст
Самостоятельная
работа:
учителя.
Личностные: формировать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Предметные: определять стиль и
жанр речи, анализировать
строение текста, языковые и
речевые средства, характерные
для изученных стилей и жанров
речи.
Метапредметные: уметь
анализировать текста
определенного жанра.
Личностные: развивать
этические чувства,
доброжелательность и
эмоционально-нравственную
отзывчивость.
Предметные: определять стиль и
жанр речи, анализировать
строение текста, языковые и
речевые средства, характерные
для изученных стилей и жанров
речи.
Метапредметные: уметь
анализировать текста
определенного жанра.
Личностные: развивать
этические чувства,
доброжелательность и
эмоционально-нравственную
отзывчивость.
Предметные: производить
синтаксический разбор ССП,
«Сложносочине
нное и
сложноподчинен
ное
предложение»
«Сложноподчиненное предложение»
индивидуальные
задания:
46
Контрольная работа
за 1 полугодие
Задания по
темам
«Сложносочине
нное и
сложноподчинен
ное
предложение»
Проверка уровня усвоения по тем
«Сложносочиненное предложение»
«Сложноподчиненное предложение»
Самостоятельная
работа:
индивидуальные
задания:
47
Сложноподчинённое
предложение с
придаточным цели
Придаточные
цели
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточными цели
Уметь.
Задавать вопрос
Объяснить постановку знаков
препинания в СПП с придаточными
обстоятельственными цели
Правописание целевых подчинительных
союзов
Конструирование
предл. по заданным
схемам;
самостоятельная
работа: расставить
знаки препинания),
карточка
СПП;
контролировать
сформированность как
пунктуационных, так и
грамматических навыков по
ССП, СПП.
Метапредметные: уметь
грамотно оформлять свою
письменную речь.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности
Предметные: производить
синтаксический разбор ССП,
СПП;
контролировать
сформированность как
пунктуационных, так и
грамматических навыков по
ССП, СПП.
Метапредметные: уметь
грамотно оформлять свою
письменную речь.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным
обстоятельственным цели.
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления;
48
Сложноподчинённое
Придаточные
предложение с
условия
придаточным условия.
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточными условия
Уметь. Задавать вопрос
Объяснить постановку знаков
препинания в СПП с придаточными
обстоятельственными цели. Различать
придаточные условия и придаточные
времени. Использование в речи СПП с
придаточными условия
Конструирование
предл. по заданным
схемам;
самостоятельная
работа: расставить
знаки препинания),
карточка
49
Сложноподчинённое
Придаточные
предложение с
условия
придаточным условия.
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточными условия
Уметь. Задавать вопрос
Объяснить постановку знаков
препинания в СПП с придаточными
обстоятельственными цели. Различать
придаточные условия и придаточные
времени. Использование в речи СПП с
придаточными условия
Конструирование
предл. по заданным
схемам;
самостоятельная
работа: расставить
знаки препинания),
карточка
50
Сложноподчинённое
предложение с
придаточными
причины
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточными причины
Уметь.
Задавать вопрос. Объяснить постановку
знаков препинания в СПП с
Составление модели
СПП с
придаточными
причины и с опорой
на теор. материал
с.126
Придаточные
причины
выполнять универсальные
логические действия.
Личностные: формирование
мотивов учебной деятельности.
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным
обстоятельственным условия.
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: формирование
мотивов учебной деятельности.
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным
обстоятельственным условия.
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: формирование
мотивов учебной деятельности.
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным причины
Метапредметные: определять
придаточными обстоятельственным
причины и следствия .
Различать придаточные причины
Использование в речи СПП с
придаточными причины .
Написание сложных причинных союзов
51
Сложноподчинённое
предложение с
придаточным
следствия
Придаточные
следствия
Знать. Особенности структуры СПП с
придаточным следствия
Уметь. Задавать вопрос
Объяснить постановку знаков
препинания в СПП с придаточными
обстоятельственными следствия .
Различать придаточные следствия
Использование в речи СПП с
придаточными следствия
Написание сложных причинных союзов
Составление модели
СПП с
придаточными
следствия.
52
Сложноподчинённое
предложение с
придаточным
уступительным.
Придаточные
уступительные
Знать.
Особенности структуры СПП с
придаточным уступительным
Уметь. Задавать вопрос. Объяснить
постановку знаков препинания в СПП с
придаточными уступительными.
Различать СПП с придаточными
уступки и простыми предложениями с
дополнениями с предлогом несмотря на.
Выборочное
списывание с
последующей
взаимопроверкой:
№237 по вариантам;
составление схем
предложений
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: принимать и
осваивать социальные роли
обучающихся, приобретать
мотивы учебной деятельности и
понимать личностный смысл
учения.
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным следствия.
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: формировать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с
придаточным уступительным
Метапредметные: овладение
способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее
осуществления.
Личностные: формировать
эстетические потребности,
5354
РР. Речевые жанры.
Рецензия. Сочинение.
Рецензия. Как
строится
научная
рецензия
Знать.
Как строится научная рецензия
Уметь.
Строить научную рецензию
55
РР. Речевые жанры.
Сочинение-рецензия.
Рецензия. Как
строится
научная
рецензия
Знать.
Как строится научная рецензия
Уметь.
Писать сочинение- рецензию
Сочинение
ценности и чувства
Предметные: определять
рецензию как речевой жанр,
анализировать строение текста,
языковые и речевые средства,
характерные для изученных
речевых жанров.
Метапредметные: готовность
слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать
возможность существования
различных точек зрения и права
каждого иметь свою.
Личностные: формирование
учебно-познавательного
интереса к новому учебному
материалу и способам решения
новой задачи;
Предметные: определять
рецензию как речевой жанр,
строить устные и письменные
высказывания, ориентированные
на жанры публицистики
(рецензия).
Метапредметные: готовность
слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать
возможность существования
различных точек зрения и права
каждого иметь свою.
Личностные: формирование
учебно-познавательного
интереса к новому учебному
материалу и способам решения
5657
Понятие о
сложноподчиненном
предложении с
несколькими
придаточными
СПП с
несколькими
придаточными.
Знаки
препинания в
них.
Знать. Признаки подчинительной связи
между придаточными
Правила постановки знаков препинания
в СПП с несколькими придаточными, в
том числе связанными сочинительными
союзами
Уметь. Различать сложноподчиненные
предложения с однородным,
параллельным и последовательным
подчинением, составлять схемы,
выполнять синтаксический разбор
Индивидуальные
карточки:
синтаксический
разбор СПП с одной
и несколькими
придаточными
частями
58
Сложноподчинённое
предложение с
несколькими
придаточными
СПП с
несколькими
придаточными.
Знаки
препинания в
них.
Знать. Признаки подчинительной
связи между придаточными. Правила
постановки знаков препинания в СПП с
несколькими придаточными, в том
числе связанными сочинительными
союзами
Уметь. Различать СПП с однородным,
параллельным и последовательным
подчинением, составлять схемы.
Самостоятельная
работа:
индивидуальные
задания с
последующей
проверкой
59
Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Сложноподчинённые
предложения с
несколькими
придаточными»
Строение
сложноподчинен
ных
предложений с
несколькими
придаточными»
Знать. Признаки подчинительной
связи между придаточными
Правила постановки знаков препинания
в СПП с несколькими придаточными, в
том числе связанными сочинительными
союзами
Уметь.
Различать сложноподчиненные
Тест
новой задачи;
Предметные: определять
(находить) главную и
придаточную части СПП.
Метапредметные: умение
принимать решение в различных
жизненных ситуациях с учетом
причинно-следственных связей в
психологии и поведении людей.
Личностные: формирование
учебно-познавательного
интереса к новому учебному
материалу и способам решения
новой задачи;
Предметные: опознавать
сложные предложения с
несколькими придаточными,
строить их схемы
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: формировать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в СПП с несколькими
придаточными.
Метапредметные: умение
принимать решение в различных
жизненных ситуациях с учетом
предложения с однородным,
параллельным и последовательным
подчинением, составлять схемы,
выполнять синтаксический разбор
60
Контрольный урок по Текст диктанта с
теме:
грамматическим
«Сложноподчинённые и заданиями
предложения с
несколькими
придаточными»
6162
РР. Речевые жанры
Эссе. Понятие о
жанре.
Сочинение.
Эссе. Понятие о
жанре.
Сочинение- эссе
«О времени и о
себе».
Знать. Признаки жанра эссе.
Уметь. Определять жанр эссе (на
основе анализа задачи высказывания,
предметного содержания,
типологической структуры и языковых
особенностей текста).
причинно-следственных связей в
психологии и поведении людей.
Личностные: принимать и
осваивать социальные роли
обучающихся, приобретать
мотивы учебной деятельности и
понимать личностный смысл
учения.
Предметные: контролировать
сформированность как
орфографических,
пунктуационных, так и
грамматических навыков по
различным разделам русского
языка.
Метапредметные: уметь
грамотно оформлять свою
письменную речь.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности и
понимать личностный смысл
учения.
Предметные: строить устные и
письменные высказывания,
ориентированные на жанры
публицистики (эссе)
Метапредметные: слушать
собеседника и вести диалог,
излагать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения.
Личностные: принимать и
осваивать социальные роли
обучающихся, приобретать
мотивы учебной деятельности и
понимать личностный смысл
учения.
Бессоюзное сложное предложение 13ч + 2 РР
6364
Понятие о
бессоюзном сложном
предложении (БСП).
Интонация БСП.
Знать.
Основные признаки БСП,
Правила постановки запятой, точки
с запятой, выразительные
особенности БСП
Уметь.
Соблюдать в практике письма
основные правила пунктуации,
нормы построения БСП,
употребления в речи
Графическая работа
№286 (составить
схемы);
анализ предложений:
смысловые
отношения между
частями (карточки).
Смысловые
отношения между
частями БСП.
Интонация БСП,
знаки препинания.
Знать.
Основные признаки БСП,
Правила постановки двоеточия в
СБП, выразительные особенности
БСП
Уметь.
Соблюдать в практике письма
основные правила пунктуации,
нормы построения БСП,
употребления в речи
Работа с текстом:
восстановить. знаки
препинания.,
разобрать по чл.
предложения,
подчеркнуть в БСП
грам. основы
Понятие о
бессоюзном сложном
предложении.
65
Смысловые
отношения между
простыми
предложениями в
составе бессоюзного
сложного
предложения.
Предметные: моделировать и
употреблять в речи сложные
бессоюзные предложения с
разными смысловыми
отношениями между частями,
синтаксические синонимы
сложных бессоюзных
предложений.
Метапредметные: умение
принимать решение в различных
жизненных ситуациях с учетом
причинно-следственных связей в
психологии и поведении людей.
Личностные: формирование
учебно-познавательного
интереса к новому учебному
материалу и способам решения
новой задачи
Предметные: анализировать и
характеризовать синтаксическую
структуру СБП, смысловые
отношения между их частями.
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления;
выполнять универсальные
логические действия.
Личностные: формирование
6667
Бессоюзные сложные
предложения со
значением
перечисления
68
Бессоюзные сложные
предложения со
значением причины,
пояснения,
дополнения.
69
Бессоюзные сложные
предложения со
значением причины,
пояснения,
дополнения
Смысловые
отношения между
частями БСП.
Интонация БСП,
знаки препинания
(запятая и точка с
запятой).
Знать.
Основные признаки БСП,
выразительные особенности БСП
Уметь.
Соблюдать в практике письма
основные правила пунктуации,
нормы построения БСП,
употребления в речи
Работа с текстом:
восстановить. знаки
препинания.,
разобрать по чл.
предложения,
подчеркнуть в БСП
грам. основы
Двоеточие в БСП.
Смысловые
отношения между
частями БСП.
Интонация БСП,
знаки препинания.
Знать.
Основные признаки БСП,
выразительные особенности БСП
Уметь.
Соблюдать в практике письма
основные правила пунктуации,
нормы построения БСП,
употребления в речи
Преобразование.
СПП в БСП:
обоснование
постановки знаков
препинания
(способы проверки).
Двоеточие в БСП.
Смысловые
отношения между
частями БСП.
Интонация БСП,
Знать.
Основные признаки БСП,
выразительные особенности БСП.
Уметь.
Соблюдать в практике письма
Преобразование.
СПП в БСП:
обоснование
постановки знаков
препинания
мотивов учебной деятельности.
Предметные: моделировать и
употреблять в речи БСП с
разными смысловыми
отношениями между частями,
синтаксические синонимы БСП.
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: формировать
эстетические потребности
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в БСП;
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления;
выполнять универсальные
логические действия.
Личностные: принимать и
осваивать социальные роли
обучающихся, приобретать
мотивы учебной деятельности и
понимать личностный смысл
учения.
Предметные: (находить) в тексте
средства, подкрепляющие
смысловые отношения в БСП;
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
70
Бессоюзные сложные
предложения со
значением
противопоставления,
времени, условия,
следствия и
сравнения
7172
Бессоюзные сложные
предложения со
значением
противопоставления,
времени, условия,
следствия и
сравнения
знаки препинания.
основные правила пунктуации,
нормы построения БСП,
употребления в речи
(способы проверки).
Тире в БСП.
Смысловые
отношения между
частями БСП.
Интонация БСП,
знаки препинания.
Знать.
Основные признаки БСП,
выразительные особенности БСП
Уметь.
Соблюдать в практике письма
основные правила пунктуации,
нормы построения БСП,
употребления в речи
Конструирование
БСП на основе
смысловых
отношений по
схемам
Тире в БСП.
Смысловые
отношения между
частями БСП.
Интонация БСП,
знаки препинания.
Знать.
Основные признаки БСП,
выразительные особенности БСП
Уметь.
Соблюдать в практике письма
основные правила пунктуации,
нормы построения БСП,
употребления в речи
Конструирование
БСП на основе
смысловых
отношений по
схемам
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: развивать
этические чувства,
доброжелательность и
эмоционально-нравственную
позицию
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в БСП;
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: принимать и
осваивать социальные роли
обучающихся, приобретать
мотивы учебной деятельности и
понимать личностный смысл
учения.
Предметные: определять
(находить) в тексте средства,
подкрепляющие смысловые
отношения в БСП;
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: принимать и
осваивать социальные роли
обучающихся.
73
Закрепление и
обобщение темы
«Бессоюзные
сложные
предложения»
7475
Контрольный урок
7677
Р.Р. Стили речи.
Письменная деловая
речь.
Написание деловых
бумаг по образцу
Смысловые
отношения между
частями БСП.
Интонация БСП,
знаки препинания.
Знать. Основные признаки БСП,
Правила постановки запятой, точки
с запятой, тире и двоеточия в СБП,
выразительные особенности БСП
Уметь. Соблюдать в практике
письма основные правила
пунктуации, нормы построения
БСП, употребления в речи
БСП. Знаки
препинания в нем.
Отличие БСП от
СПП, ССП
Знать.
Основные нормы русского
литературного языка
Уметь.
Применять изученные орфограммы,
пунктограммы, соблюдать основные
правила орфографии и пунктуации
Выполнение заданий
по индивидуальным
картам: знаки
препинания в БСП .
Отличие БСП от
СПП, ССП.
Деловая речь.
Написание деловых
бумаг по образцу.
Знать.
Основные признаки делового стиля
Уметь. Создавать документы по
образцу
Написать заявление, доверенность,
расписку, автобиографию и другие
документы
Заявление о приеме
на работу,
автобиография.
Дома:
автобиография по
примерному образцу
Предметные: производить
синтаксический разбор
бессоюзных сложных
предложений,
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности
Предметные: производить
синтаксический разбор БСП.
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности
Предметные: составлять деловые
бумаги: заявление, доверенность,
расписку, автобиографию.
Составлять тезисы и конспект
небольшой статьи
Метапредметные: уметь
составлять сложный план,
передавать содержание в
сжатом, выборочном и
развернутом виде.
Личностные: развивать
этические чувства,
доброжелательность и
эмоционально-нравственную
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи 7ч + 2 РР
7879
Сложные
предложения с
различными видами
союзной и
бессоюзной связи
Структурные
особенности сложных
предложений с
различными видами
союзной и бессоюзной
связи
Знать.
Отличительные особенности
предложений с разными видами
связи
Уметь. Правильно ставить знаки
препинания в сложных
предложениях с разными видами
связи
Выполнять синтаксический
разбор
Составлять схемы
8081
Знаки препинания
в сложных
предложениях с
разными видами
связи
Знаки препинания в
сложных
предложениях с
различными видами
союзной и бессоюзной
связи
Знать.
Отличительные особенности
предложений с разными видами
связи
Уметь. Правильно ставить знаки
препинания в сложных
предложениях с разными видами
связи
Выполнять синтаксический
разбор. Составлять схемы
82
Р.Р. Построение
сложных
предложений с
различными видами
связи.
Структурные
особенности сложных
предложений с
различными видами
союзной и бессоюзной
связи
Знать.
Отличительные особенности
предложений с разными видами
связи
Уметь. Правильно ставить знаки
препинания в сложных
Редактирование текста
Предметные: Определять
смысловые отношения между
Объяснительный
частями сложного предложения
диктант
с разными видами связи.
Выполнение заданий по Метапредметные: уметь
самостоятельно определять
индивидуальным
цель учебной деятельности,
картам: знаки
искать сред-ства её
препинания в БСП .
осуществления; выполнять
Отличие БСП от СПП,
универсальные логические
ССП. Рассуждение на
действия.
лингвистическую тему
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности
и понимать личностный смысл
учения.
Индивидуальные
Предметные: знать постановку
карточки для
знаков препинания в сложных
синтаксического.анализа предложениях с разными
предложений с союзной видами связи
Метапредметные: уметь
и бессоюзной связью
самостоятельно определять
Преобразование
предложений простых в цель учебной деятельности,
предложения с разными искать средства её
осуществления
видами связи в тексте:
Личностные: формирование
моделирование
мотивов учебной деятельности.
Схемы
Предметные: знать
отличительные особенности
предложений с разными
видами связи
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
предложениях с разными видами
связи
Выполнять синтаксический
разбор. Составлять схемы
83
Знаки препинания в
сложносочиненном
предложении с
союзом И и общим
второстепенным
членом или общим
придаточным
предложением
84
РР Сжатое
изложение
Знать. Постановку знаков
препинания в СПП с союзом И и
общим второстепенным членом
или общим придаточным
предложением
Сжатое изложение.
Текст, заголовок,
тема, основная мысль,
авторская позиция,
проблема. План.
Средства
выразительности
текста.
Сжатое изложение. Проверить
способность учащихся грамотно
употреблять в речи сложные
предложения
Предложения
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: формировать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Предметные: знать постановку
знаков препинания в СПП с
союзом И и общим
второстепенным членом или
общим придаточным
предложением
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять
цель учебной деятельности,
искать средства её
осуществления; выполнять
универсальные логические
действия.
Личностные: формирование
учебно-познавательного
интереса к новому учебному
материалу и способам решения
новой задачи;
Предметные: писать изложения
по текстам, сохраняя
композиционную форму,
характерные языковые
средства.
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
85
Закрепление и
обобщение темы
«Сложные
предложения с
различными видами
союзной и
бессоюзной связи»
8687
Контрольный
урок
Структурные
особенности сложных
предложений с
различными видами
союзной и бессоюзной
связи
Знать.
Отличительные особенности
предложений с разными видами
связи
Уметь. Правильно ставить знаки
препинания в сложных
предложениях с разными видами
связи
Выполнять синтаксический
разбор. Составлять схемы
Текст с
грамматическими
заданиями
Знать. Основные группы
сложных предложений, их
отличительные признаки,
Особенности предложений с
разными видами связи
Уметь. Правильно ставить знаки
препинания в сложных
предложениях с разными видами
связи. Выполнять
синтаксический разбор.
Составлять схемы
Упражнения
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе 10ч + 3РР
88
Фонетика. Графика.
Орфография.
Орфоэпия
Фонетика. Графика.
Орфография.
Орфоэпия
Знать. Сведения о звуках речи,
особенностях произношения
гласных и согласных звуков,
Упражнения по теме.
Звуковой анализ
небольшого текста с
Личностные: формировать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Предметные: знать
отличительные особенности
предложений с разными
видами связи
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: формировать
эстетические потребности,
ценности и чувства.
Предметные: контролировать
сформированность как
орфографических,
пунктуационных, так и
грамматических навыков по
различным разделам русского
языка.
Метапредметные: уметь
грамотно оформлять свою
письменную речь.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности
и понимать личностный смысл
учения.
Предметные: иметь
представление об орфоэпической
литературной норме.
89
Морфология и
орфография
Морфология и
орфография
9091
РР. Итоговая
контрольная работа.
Сжатое изложение.
Тестовые задания
Сжатое изложение.
Тест (2-8)
Уметь. Из вариантов ударения
выбирать правильный,
выразительно читать текст;
производить элементарный
звуковой анализ текста; находить
особенности звукописи текста
(аллитерацию, ассонанс)
Уметь. Распознавать изученные
части речи на основе общего
грамматического значения,
морфологических признаков,
синтаксической роли,
использовать их в речи, соблюдая
грамматические нормы, делать
правильный выбор орфограмм,
написание которых зависит от
морфологических условий.
Уметь применять все способы
сжатия текста, сохранять
микротемы, выполнять задания по
тексту
нахождением
фонетического
изобразительновыразительного
средства
(аллитерация,
ассонанс)
Тест 15 мин
Метапредметные: определять
степень успешности выполнения
своей работы, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные: приобретать
мотивы учебной деятельности.
Предметные: владеть приёмом
разбора слова по составу: от
значения слова и способа его
образования к морфемной
структуре; толковать значение
слова, исходя из его морфемного
состава, опознавать основные
способы словообразования;
Метапредметные: работать по
плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Личностные: принимать и
осваивать социальные роли
обучающихся, приобретать
мотивы учебной деятельности и
понимать личностный смысл
учения.
Предметные: писать изложения
по текстам публицистического
стиля, сохраняя
композиционную форму,
типологическое строение,
характерные языковые средства.
Метапредметные: передавать
содержание в сжатом виде
92
Работа над ошибками
9394
Морфология и
синтаксис
Система частей речи в
русском языке.
Принципы выделения
частей речи. Слитное
и раздельное
написание разных
частей речи с НЕ
9596
Орфография и
пунктуация
Система частей речи в
русском языке.
Принципы выделения
частей речи. Слитное
и раздельное
написание разных
частей речи с НЕ
Знать квалификацию ошибок, их
видов.
Уметь различать ошибки разных
видов и классифицировать их,
анализировать, находить правильные
способы исправления
Личностные: развивать
этические чувства,
доброжелательность и
эмоционально-нравственную
позицию
Анализ к/работы
Работа над ошибками,
рефлексия
Знать.
Признаки частей речи, особенно
их функции
Отличие причастий от
деепричастий
Понятие о словосочетаниях и
предложениях. Отделяющие и
выделяющие знаки
Уметь.
Определять части речи, делать
полный синтаксический разбор
словосочетаний и предложений
Синтаксический
разбор предложений и
словосочетаний
Выполнение
упражнений на
определение частей
речи
(ИЗ материалов ОГЭ)
Заполнение таблицы
частей речи
Знать.
Признаки частей речи, особенно
их функции
Отличие причастий от
деепричастий
Понятие о словосочетаниях и
предложениях. Отделяющие и
выделяющие знаки
Уметь.
Определять части речи, делать
Синтаксический
разбор предложений и
словосочетаний
Выполнение
упражнений на
определение частей
речи
(ИЗ материалов ОГЭ)
Заполнение таблицы
частей речи
Предметные: знать части речи,
уметь выделять словосочетания
из предложений, повторить
слитное и раздельное написание
разных частей речи с НЕ.
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления.
Личностные: формирование
оценки своих поступков,
разрешая моральные
противоречия на основе
общечеловеческих ценностей.
Предметные: знать части речи,
уметь выделять словосочетания
из предложений, повторить
слитное и раздельное написание
разных частей речи с НЕ.
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления.
Личностные: формирование
полный синтаксический разбор
словосочетаний и предложений
9798
Обобщение и
систематизация
знаний изученного в
9 классе
99- Резервные уроки
102
оценки своих поступков,
разрешая моральные
противоречия на основе
общечеловеческих ценностей.
Метапредметные: уметь
самостоятельно определять цель
учебной деятельности, искать
средства её осуществления;
выполнять универсальные
логические действия.
Личностные: формирование
мотивов учебной деятельности.