1
I. Рабочая программа учебного предмета «Татарская литература» для
общеобразовательных организаций с обучением на русском языке
(для изучающих татарский язык как родной)
«Литературное чтение» («Әдәби уку»), 1-4 классы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта
самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного
произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и
речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до
формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку
зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения
опыта творческой деятельности при инсценировке, драматизации и создании собственных
текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям.
Первые два связаны с формированием интереса к чтению и созданием условий для
формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого
умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с
повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать
впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического
умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных
вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является
основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования
мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности
восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов
связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от
фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные
нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную
нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет
обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие,
создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и
зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских
авторов конца XX – начала XXI века.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение
вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с
текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая
индивидуальный темп чтения;
• понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также
прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
• читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
• рассказывать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;
Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат
возможность научиться:
• находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное
произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.
2
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей
(народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение,
олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся
• отличать прозаическое произведение от стихотворного;
• различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку;
• находить средства художественной выразительности в тексте (повтор;
уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки,
рифмы);
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать сюжетно-композиционные особенности сказок;
• обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы
(прибаутка может включать в себя и дразнилку; колыбельная песенка — закличку;
рассказ — сказку и т. д.)
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям,
инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями,
создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп
чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке;
• рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим
фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в
тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку,
колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты,
интонация);
• находить иллюстрации, подходящие к конкретным текстам, сравнивать тексты и
иллюстрации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений;
находить выделенные строчки и слова на странице; находить нужную иллюстрацию;
• работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для
самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные
обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный
раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат
возможность научиться:
• понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы;
• обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К КОНЦУ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение
вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с
текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в
соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного
чтения и повторного изучающего чтения;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на
вопрос учителя;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже
прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2–3 классиков татарской литературы,
• называть имена 2–3 современных писателей (поэтов);
• перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их
содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их
поступки;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста,
который читает учитель;
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного;
• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• пересказывать текст небольшого объема;
• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной
библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или
«Оглавление»;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и
школьной библиотек;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей
(народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение,
олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных и волшебную сказку;
• определять особенности волшебной сказки;
• различать сказку и рассказ;
• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства
литературного
языка
(сравнение,
олицетворение,
гиперболу
(называем
«преувеличением»), контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора:
сюжетно-композиционные особенности сказки-цепочки, считалки, скороговорки,
заклички, колыбельной песенки;
4
• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора
(рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о
животных и т. д.);
• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира
• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только
в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,
инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями,
создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного;
• осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в
соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке;
• эмоционально воспринимать на слух художественные произведения,
определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными
текстами;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ
2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить
нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
• быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на
странице;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для
самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом
и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно
присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат
возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:
аудирование,
чтение вслух и про себя,
работа с разными видами текста,
5
библиографическая культура,
работа с текстом художественного произведения,
культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая
индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного
просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений,
перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов,
прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных
произведений;
• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница
«Содержание», иллюстрации).
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее
элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
•самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей
произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание
литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
• различать сказку и рассказ;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской
литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением),
контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать развитие сказки о животных во времени;
• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках
разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям,
инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями,
создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп
чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально воспринимать на слух художественные произведения,
определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения,
(выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных
диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
6
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты;
• рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать музыкальные произведения,
сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки
зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться
своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения
литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ
3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную
словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных
обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание),
разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения);
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для
самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной
книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта,
библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к
текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и
тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять
между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее
рабочее поле;
в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя
позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать
собственную точку зрения;
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и
полученного результата.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К КОНЦУ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение
вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с
текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Выпускник научится:
• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения,
выборочного и изучающего чтения;
• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые
части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст
кратко и подробно;
• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в
классе, указывать их авторов и названия;
7
• перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное
содержание (на уровне рубрик);
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и
разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них,
спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры
чтения;
• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое,
подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист,
страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
• составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач
(чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на
определенную тему);
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и
тактично воспринимать мнения одноклассников;
• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари
и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: различение типов рифм,
различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской
литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение,
контраст, гипербола, звукопись и др.) и понимание причин их использования.
Выпускник научится:
• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного
творчества к авторским формам;
• отличать народные произведения от авторских;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской
литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»),
контраст, повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной
работы получит возможность научиться:
• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов
мира, татарских и русских народных сказках;
• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной
формой (на примере классической и современной поэзии);
• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании
художественного произведения;
• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства
(литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их
тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их
авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям,
устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной
работы получит возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты;
• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные
произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться
своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения
литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
8
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ
4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:
• свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом
рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект
рассмотрения;
• свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта;
в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки:
уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
• свободно работать с разными источниками информации (представленными в
текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой
группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и
уметь присоединяться к одной из них или высказывать собственную точку зрения.
В области регулятивных учебных действий выпускник научится:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и
полученного результата.
В области личностных учебных действий выпускник получит возможность
научиться:
• осознавать значение литературного чтения в формировании собственной
культуры и мировосприятия;
• профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе
анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного
выбора).
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре,
понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование читательской компетентности, потребности в систематическом
чтении;
овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий;
использование разных видов чтения;
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить
средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
9
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности. Восприятие речи на слух,
понимание текста, ответы на вопросы по содержанию, умение задавать вопросы по
содержанию прослушанного, определение последовательности событий.
Аудирование. Умение воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух
учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.
Понимание смысла звучащей речи: удержание обсуждаемого аспекта, способность
отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.
Чтение вслух. Укрепление чтения как основы для перехода от слогового чтения к
чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения.
Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке.
Освоение особенностей выразительного чтения (чтение отдельных предложений с
интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе, жанровые
требования и ограничения самого читаемого текста – лирическое стихотворение читается
не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т.д. – и
осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).
Чтение про себя. Умение самостоятельно читать текст небольшого объема.
Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в
словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках
выборочного чтения.
Говорение. Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме
краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений,
передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с
опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей
диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним
свое отношение (согласие /несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста.
Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и
воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне.
Письмо (культура письменной речи.) Различение видов текста (текстповествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме
мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения
по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным
произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой
переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости).
Работа с текстом художественного произведения. Анализ заголовка, анализ
текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых
доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении,
противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в
колыбельной песне, былине, гимне и т.д.). Определение особенностей построения текста,
выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя
(через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский
комментарий), проследить развитие характера героя во времени, сравнительный анализ
поведения разных героев. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в
прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах. В
результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть
разные точки зрения или позиции; устанавливать причинно-следственные связи в
развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять
основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Обучение
структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте
отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа.
10
Формирование библиографической культуры. Умение пользоваться аппаратом
учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений),
навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книгесборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе.
Систематическое использование словарями. Представление об алфавитном каталоге
библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном
процессе. Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов.
Внеклассное чтение. Организация подготовки учащихся к самостоятельному
чтению книг, расширению и углублению читательского кругозора, познавательных
интересов. Развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной
литературы, знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами,
жанрами, темами.
Устное народное творчество. Широко используется как материал для обучения
грамоте, родному языку и словесности. Систематизация знаний учащихся о малых
фольклорных жанрах татарского народного творчества и понятия «устное народное
творчество».
Формирование
элементов
литературоведческих
представлений.
Представление о фольклорных произведениях. Жанровое разнообразие фольклорных
произведений (докучная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые
фольклорные формы: загадки, считалки, колыбельные песенки, пословицы и т.д.).
Представление о жанрах басни. (Басни – авторские произведения, укорененные в сказке о
животных и в фольклорном мире ценностей.). Авторская литература: жанры рассказа и
литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма).
Различение рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы.
Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя
произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без
освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих
сюжетах. Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике. Практическое
различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной
выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры
повтора.
Работа с текстами разных видов и жанров литературы. Определение
принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений.
Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ,
колыбельная песенка, гимн и т.д.) Понимание разницы между художественным и научнопопулярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу
художественных или научно-популярных текстов. Понимание отличий прозаического и
поэтического текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в
любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в
лирическом стихотворении.
Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись,
прикладное искусство, скульптура, музыка). Представление о литературе как об одном из
видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т.д.). Сравнение особенностей
мировосприятия писателя, живописца и композитора. Сравнение произведений,
принадлежащих к разным видам искусства.
Элементы творческой деятельности. Чтение художественного произведения (или
его фрагментов) по ролям и по цепочке. Умение читать выразительно поэтический и
прозаический текст. Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать
необходимые паузы в соответствии с особенностями текста. Умение рассматривать
иллюстрации в учебнике, сравнивать их с художественными текстами. Практическое
освоение малых фольклорных жанров (загадки, считалки, колыбельные песни), сочинение
собственных текстов и инсценировка их с помощью выразительных средств (мимики,
жестов, интонации). Способность устно и письменно (в виде высказываний и небольших
сочинений) делиться своими личными впечатлениями.
11
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества Малые жанры
фольклора (прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки
(докучные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки. Авторские
произведения, басни. Литературные авторские произведения. Произведения классиков
отечественной литературы XIX–XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в
стихах, повесть). Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы,
сказки, сказочные повести). Произведения современной отечественной (с учетом
многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы,
сказки, сказочная повесть). Разные виды книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские
периодические издания (детские журналы). В результате обучения на уровне начального
общего образования будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего
образования на уровне основного общего образования и достигнут необходимый уровень
их общекультурного и литературного развития.
Выпускник
сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в
разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими
источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом
школьной библиотеки;
накопит опыт понимания того, что литература – это искусство слова, один из видов
искусства;
получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании
собственной культуры и мировосприятия.
овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений
литературы.
12
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
№
1
2
3
Наименование разделов и тем
1 класс
Устное народное творчество
Бишек җырлары / Колыбельные песни
Тел шомарткычлар, тизәйткечләр / Скороговорки
Такмаклар / Частушки
Санамышлар / Считалки
Әйтем — сүзнең бизәге / Поговорки
Мәкаль — сүзнең җиләге / Пословицы
Табышмак — зиһен ачкычы / Загадки
Мәзәк — күңел ачкычы / Шутки
Алдавыч әкиятләр / Докучные сказки
Татар халык әкиятләре. Шүрәле. / Татарские народные
сказки.Шурале.
Буквы и слова
Закия Туфайлова. Әлифбам / Мой букварь
Резеда Валиева. Беренчеләр / Первоклассники
Шаукат Галиев. Витаминлы хәрефләр / Витаминизированные буквы
Мир животных
Рабит Батулла. Иң-иң-иң / Самый-самый-самый
Жавад Таржеманов. Табигать китабы / Книга природы
Лябиб Лерон. Супермалай / Супермальчик
Резеда Валиева. Дуслык / Дружба
2 класс
1
2
3
В природе осень
Габдулла Тукай. Туган тел / Родной язык
Закия Туфайлова. Туган ил / Родная страна
Резеда Валиева. Туган җир / Родная земля
Гариф Галиев. Туган ил кайдан башлана? / С чего начинается Родина?
Ринат Маннан. Татарстан флагы / Флаг Татарстана
Газинур Морат. Иң матур ил / Самая прекрасная страна
Казан кайнаган урын / Легенда о Казани
Шәһәр нигә Казан дип аталган? / Легенда о том, почему город
называется Казань?
Устное народное творчество
Әпипә / Народная песня
Матур булсын /Народная песня «Пусть будет прекрасно»
Табышмаклар / Загадки
Санамышлар / Считалки
Мәзәкләр / Шутки
Мәкальләр / Пословицы
Әкиятләр / Сказки.
Хәйләгә каршы хәйлә / Татарская народная сказка «Хитрость против
хитрости»
Моя Родина: наше детство, в природе осень
Музахит Ахметзянов. Көз / Осень
13
Всего
часов
5 часов
2
1
2
34 часа
4
4
8
4
5
6
7
1
2
Николай Сладков. Көз җитте / Наступила осень
Амина Бикчантаева. Тәмле сүз / Приятное слово
Шаукат Галиев. Рәхмәтләр хакында / Про «спасибо!»
Рафис Гиззатуллин. Тылсымлы сүз / Волшебное слово
Накип Каштанов. Ачулы туп / Злой мячик
В природе зима. Зимние развлечения
Шаехзадэ Бабич. Кышкы юл / Зимняя дорога
Шариф Биккул. Урман читендә / На опушке леса
Жавад Таржеманов. Һай, Кыш бабай... / О-оо Дед Мороз!
Развитие речи по картинам о зимних забавах детей
Мир животных
Резеда Валиева. Ак песи / Белая кошка
Рабит Батулла. Куян баласы Нуян / Зайчонок Нуян
Муса Джалиль. Күке / Кукушка
Зиннур Хуснияр. Тукран тәүбәсе / Раскаяние дятла
Амина Бикчентаева. Үрдәк беренчелекне алган / Как утка стала
победительницей
Кем нәрсә ярата / Татарская народная сказка. «Кто что любит»
Итагатьле мәче / Литовская народная сказка «Послушный кот»
Комсызлык бәласе / Венгерская народная сказка. «Жадность
погубила»
Юмарт Дөя / Казахская народная сказка «Щедрый Верблюд»
В природе весна
Амина Бикчантаева. Апрель ае / Месяц апрель
Марс Шабаев. Ташу / Половодье
Роберт Миннуллин. Яз керде өебезгә / Весна пришла в наш дом
Закария Ахмеров. Агачлар да авырый / И деревья болеют
Рафис Корбан. Җиңү бәйрәме / Праздник Победы
Хакимзян Халиков. Рәхмәт сезгә, ветераннар! / Спасибо вам,
ветераны!
Рафис Гиззатуллин. Миләш нигә әче? / Отчего рябина кислая?
Творческая работа.
Моя семья. Лето
Ильдар Юзеев. Һәркемнең үз эше / У каждого своё дело
Клара Булатова. Әниемнең кызы юк бит / Нет у мамы дочки
Рустем Мингалим. Канатларың булса / Были бы крылья
Ахмет Исхак. Ана рәхмәте / Благодарность матери
Братья Гримм. Боткалы чүлмәк / Горшок каши
Шаукат Галиев. Тәмле җәй / Вкусное лето
Лябиб Лерон. Җәйге бәхәс / Летний спор
Эльмира Шарифуллина. Сабантуй / Сабантуй
Рафис Корбан. Кояш – безнең дустыбыз / Солнце – наш друг
3 класс
Здравствуй, школа
Мазит Гафури. Китап һәм балалар / Книга и дети
Вакыйф Нуриев. Китап / Книга
Габдулла Тукай. Кызыклы шәкерт / Забавный ученик
Газинур Морат. Туган тел / Родной язык
Каюм Насыри. Акыллы һәм яхшы холыклы / Умный да еще и добрый
Устное народное творчество
Табышмаклар / Загадки
14
4
4
4
6
17 часов
3
2
3
4
5
6
7
Әкият эзләре буйлап / По следам сказок.
Бүре, кәҗә, кәбестә / Волк, коза, капуста
Кем җиңүче? / Татарская народная сказка. «Кто победитель»
Каюм Насыри. Комсыз эт / Жадный щенок
Габдулла Тукай. Умарта корты һәм чебеннәр / Пчела и мухи
Родной край. Осень наступила
Дания Гайнетдинова. Көзге урман / Осенний лес
Фанис Яруллин. Көзге табын / Осенние явства
Идрис Туктар. Урман букеты / Лесной букет
Николай Сладков. Алтын көз / Золотая осень
Муса Джалиль. Уңыш бәйрәме / Праздник урожая
Резеда Валиева. Иң матур җир / Самое красивое место
Лябиб Лерон. Татар баласы / Татарский ребенок
Гумар Баширов. Нинди ул Татарстан? / Какой он Татарстан
Зима. Моя семья
Фатих Хусни. Беренче кар / Первый снег
Виталий Бианки. Куян, Көртлек, Аю һәм Кыш бабай / Заяц,
Куропатка, Медведь и Дед Мороз
Габдулла Тукай. Җир йокысы / Сон земли
Абдулла Ахмет. Кышкы матурлык / Зимняя красота
Роберт Миннуллин. Чыршы әйләнәсендә / Вокруг ёлки
Васима Хайруллина. Әдәп / Приличие
Абдулла Ахмет. Малайлар аңламады / Мальчики не поняли
Ахсан Баян. Яхшылык кире кайта / Доброта возвращается
Накип Каштанов. Йөнтәс песи баласы / Мохнатый котёнок
Резеда Валиева. Яңа көрәк / Новая лопата
Рафис Гиззатуллин. Көтелмәгән сорау / Неожиданный вопрос
Мои родственники. Весна
Резеда Валиева. Туган көндә / В день рождения
Анас Хасанов. Сез ни әйтерсез икән? / А вы что скажете?
Абдулла Алиш. Утлы йомырка / Огненное яичко
Рабит Батулла. Карурманга бара Мөбарәк / Мубарак идет в тёмный
лес
Фанис Яруллин. Кояштагы тап / Пятно на солнце
Шаукат Галиев. Җиргә язны кем китерә? / Кто приносит весну?
Дардеменд. Кояш нурлары / Солнечние лучи
Гильмия Тагирова. Дания тополе / Тополь Дании
Мы любим сказки
Гөлчәчәк / Гульчачак. Татарская народная сказка
Соңгы бөртек / Последнее зернышко. Удмуртская народная сказка
Тату туганнар / Дружная родня. Корейская народная сказка
Габдулла Тукай. Су анасы / Водяная
Абдулла Алиш. Чукмар белән Тукмар / Два петуха. Чукмар и Тукмар
Внеклассное чтение по сказкам
Инсценировки сказок. Творческая работа
В здоровом теле здоровый дух. Лето
Йолдыз Шарапова. Татарстан — спорт иле / Татарстан — страна
спорта
Хакимҗан Халиков. Хәрәкәттә — бәрәкәт / В движение — сила
Сания Ахметзянова. Үрнәк алыйк / Возьмём пример
Марзия Файзуллина. Җәй җитте / Пришло лето
Габдулла Тукай. Яңгыр / Дождик
15
3
2
3
2
2
1
2
3
4
5
6
7
Галимжан Ибрагимов. Җәйге көндә / В летний день
Гариф Ахунов. Сабан туенда / на Сабантуе
4 класс
Устное народное творчество
Җил арба / Телега ветра. Татарская народная сказка
Җил иясе / Хозяин Ветра. Миф
Тургай һәм Кояш / Жаворонок и Солнце. Миф
Фатих Амирхан. Ай өстендә Зөһрә кыз / Зухра на Луне
Сак-Сок / Сак-Сок. Баит
Иван Крылов. Карга белән Төлке / Ворона и Лисица. Басня
Мазит Гафури. Чикерткә белән Кырмыска / Стрекоза и Муравей.
Габдулла Тукай. Яшь агач / Молодое дерево. Басня
Природа в творчестве писателей
Габдулла Тукай. Ай һәм Кояш / Луна и Солнце
Габдулла Тукай. Фатыйма белән Сандугач / Фатыма и Соловей
Габдулла Тукай. Шүрәле / Шурале
Муса Джалиль. Яңгыр / Дождик
Абдулла Алиш. Койрыклар / Хвосты
Наби Даули. Бала болыт / Облако – дите
Рашит Башар. Сандугачлы Ак инеш / Соловьиная роща
Гарафи Хасанов. Кышкы урман / Зимний лес
Фанис Яруллин. Иң бәхетле төн / Самая счастливая ночь
Писатели детства
Шаукат Галиев. Камырша / Стих о толстом мальчике. Камырша
Шаукат Галиев. Минем абый шигырь ятлый... / Мой брат учит стихи.
Роберт Миннуллин. Әни, мин көчек күрдем / Мама, я увидел щенка
Роберт Миннуллин. Спортның яңа төре / Новый вид спорта
Хакимзян Халиков. Дәү әти. Мой дед.
Хакимзян Халиков. Чыпчык баласы Чырчыр турында әкият / Сказка о
воробушке
Хакимзян Халиков. Нинди кош / Что за птица?
Фанис Яруллин. Ап-ак иткән / Девочка «трудяга»
Фанис Яруллин. Юылмас хурлык / Несмываемый стыд
Торопись делать добро
Сарвар Адгамова. Дуслар / Друзья
Ахсан Баян. Эт янында тиеннәр / Белки вокруг собак
Даржия Аппакова. Шыгырдавыклы башмаклар / Скрипучие башмаки
Михаил Зощенко. Мескен Федя / Бедный Федя
Резеда Валиева. Җиңү көнендә / В день Победы
Творческая работа
Счастливое детство
Набира Гиматдинова. Сертотмас Кәҗә / Болтливая Коза
Юрий Ермолаев. Сәгать ярдәм итте / Часы помогли
Таинственный мир фантастики
Лябиб Лерон. Шүрәле малае / Сын Шурале
Адлер Тимергалин. Сәер планетада / На странной планете (отрывок)
Писатели мира. Переводы
Ганс Христиан Андерсен. Чыдам кургашын солдат / Стойкий
оловянный солдатик
Джонатан Свифт. Гулливер сәяхәте / Путешествие Гулливера
Итого
16
17часов
3
5
3
3
1
1
1
68 часов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
2 класс
1. Туган як / Родная сторона. Гөлшат Зәйнашева
2. Тик туган җирдә генә / Только в родном краю. Х.Халиков
3. Минем республикам / Моя Республика. Абдулла Сәләхетдинов
4. Нәсел агачы / Древо жизни. Галимҗан Гыйльманов
5. Зөһрә кыз / Зухра. Татарская народная сказка
6. Көзге урман / Осенний лес. Касыйм Тәхау
7. Кышкы төсләр / Зимние цвета. Касыйм Тәхау
3 класс
1. Бәхетле бала / Счастливый ребенок. Габдулла Тукай
2. Исәнме, мәктәп! / Здравствуй, школа! Роберт Миңнуллин
3. Мәктәп / Школа. Нәҗип Думави
4. Эш һәм белем / Труд и учеба. Мәҗит Гафури
5. Тылсымлы тел / Волшебный язык. Газинур Морат
6. Көз йөри / Ходит осень. Гәрәй Рәхим
7. Торналар / Журавли. Рөстәм Мингалим
8. Боз өстендә / На льду. Фоат Садриев
9. Көз / Осень. Гадел Кутуй
10. Серле тартма / Волшебная коробка. Идрис Туктар
11. Чана шуу / Катание на санках. Гомәр Бәширов
12. Казан / Казань. Хәсән Туфан
4 класс
1. Тавык белән Үрдәк / Курица и Утка. Мәҗит Гафури
2. Карт имән белән яшь Егет / Старый дуб и молодой парень. Әхмәт Исхак
3. Болын / Луг. Муса Җәлил
4. Чишмә / Родник. Муса Җәлил
5. Кемгә кирәк, кемгә кирәкми / Рассказ о том кому надо, кому не надо. Абдулла
Алиш
6.
7.
8.
9.
10.
Саклыйк, әйдә, Җир ананы / Сохраним нашу Землю. Сания Әхмәтҗанова
Күршеләрнең алмасы / Соседские яблоки. Шәүкәт Галиев
Куркыныч хәбәр / Страшная весточка. Шәүкәт Галиев
Бияләй / Варежки (рассказ). Фәнис Яруллин
Күгәрчен һәм малай / Голубь и мальчик (рассказ). Роза Хафизова
17
Календарно – тематическое планирование
уроков литературного чтения на
родном языке по учебному пособию «Адаби уку.
1 класс»
Авторы: Ф.Ш. Гарифуллина, И.Х. Мияссарова
Казань: «Магариф – Вакыт» 2018
(В неделю – 0,5 час, всего 5 ч.)
№
п/
п
1
2
3
Тема
Кол-во
часов
Дата
План
Устное народное творчество.
Бишек җырлары / Колыбельные песни
Тел шомарткычлар, тизәйткечләр / Скороговорки
Такмаклар / Частушки
Санамышлар / Считалки
Әйтем — сүзнең бизәге / Поговорки
Мәкаль — сүзнең җиләге / Пословицы
Табышмак — зиһен ачкычы / Загадки
Мәзәк — күңел ачкычы / Шутки
Алдавыч әкиятләр / Докучные сказки
Татар халык әкиятләре. Шүрәле.
Буквы и слова.
Закия Туфайлова. Әлифбам / Мой букварь
Резеда Валиева. Беренчеләр / Первоклассники
Шаукат Галиев. Витаминлы хәрефләр /
Витаминизированные буквы
Мир животных.
Рабит Батулла. Иң-иң-иң / Самый-самый-самый
Жавад Таржеманов. Табигать китабы / Книга природы
Лябиб Лерон. Супермалай / Супермальчик
Резеда Валиева. Дуслык / Дружба
18
2
1
2
провед
.
Факт
Календарно – тематическое планирование
уроков литературного чтения на
родном языке по учебному пособию «Адаби уку.
2 класс» 1,2 ч
Авторы: Ф.Ш. Гарифуллина, И.Х. Мияссарова
Казань: «Магариф – Вакыт» 2018
№ Плани-
п/ руемая дата
п
1
2
Факти-ческая Тема урока
дата
Примечания
Родина у нас одна (2ч)
Габдулла Тукай «Туган тел»
Гариф Галиев «С чего начинается Родина»
Устное народное творчество (3ч)
3
Эпипэ, загадки
4
Пословицы, считалочки
5
“Хэйлэгэ
каршы хэйлэ”
народная сказка)
Золотая осень в родном краю (4ч)
(татарская
6
Габдулла Тукай «Осень»
7
Гариф Галиев «На смену месяцам»
8
Читаем о родном крае
9
Н.Сладков «Осень пришла». Проверь
себя
Детство(2ч)
10
Юлдуз Шарипова «Волшебные слова»
11
Шавкат Галиев «Про спасибо»,
Р.Гиззатуллин «Волшебное слово»
Зима наступает (5ч)
12
Стихи о зиме. Р.Миннуллин. Ш.Бабич
13
Гарей Рахим «На нашей горке»
14
Зиннур Хуснияр «Зимние загадки»
15
Рафис Корбан «Праздник ёлочки»
16
17
Проверь себя. Внеклассное чтение
«Девушка по имени Зухра» (татарская
народная сказка)
Любимые птицы и животные (5ч)
Гакиль Сагиров «Акбай»
18
Рабит Батулла «Зайчонок Нуяк»
19
Шаукат Галиев «Мой жеребец»
20
«Курица, мышь и куропатка» (татарская
народная сказка)
Проверь себя. Вежливая
21
19
кошка.(Литовская нар.сказка)
Весна идёт, весна смеётся (4ч)
Стихи о весне.А.
Бикчантаева.Р.Миннуллин
З.Ахмеров «Деревья тоже болеют».
22
23
24
Рафис Корбан «День Победы».
25
Проверь себя
Дружная семья (6ч)
Габдулла Тукай «Наша семья»
26
27
Зоя Воскресенская «Мама»
28
29
Галимьян Гильманов «Хочу быть
цветком»
Ильдар Юзеев «Бабушка»
30
Ахмет Исхак «Ана рэхмэте»
31
Проверь себя
32
Ягодное лето (3ч)
Явдят Дарзаман «Здравствуй, лето»
33
Рафис Корбан «Солнце – наш друг»
34
Внеклассное чтение. Мои любимые
книги
Тематическое планирование по литературному чтению на родном языке
по учебному пособию «Адаби уку.
3 класс» 1,2 ч
Авторы: Ф.Ш.Гарифуллина, И.Х.Мияссарова
Казан «Магариф-вакыт» нашрияты,2018
(в неделю- 0,5 часов , всего – 17 часов)
№ п\п
Тема
Дата
по плану
факт.
Здравствуй, школа (3 часа)
1
2
3
Мазит Гафури. Китап һәм балалар / Книга и дети
Вакыйф Нуриев. Китап / Книга
Габдулла Тукай. Кызыклы шәкерт / Забавный
ученик
Газинур Морат. Туган тел / Родной язык
Каюм Насыри. Акыллы һәм яхшы холыклы /
20
Дом.зад.
Умный да еще и добрый
Проверь себя
Устное народное творчество (2 часа)
4
Табышмаклар / Загадки
Әкият эзләре буйлап / По следам сказок.
Бүре, кәҗә, кәбестә / Волк, коза, капуста
Кем җиңүче? / Татарская народная сказка. «Кто
победитель»
5
Каюм Насыри. Комсыз эт / Жадный щенок
Габдулла Тукай. Умарта корты һәм чебеннәр /
Пчела и мухи. Проверь себя
Родной край. Осень наступила( 3 часа)
6
Дания Гайнетдинова. Көзге урман / Осенний лес
Фанис Яруллин. Көзге табын / Осенние явства
Идрис Туктар. Урман букеты / Лесной букет
7
Николай Сладков. Алтын көз / Золотая осень
Муса Джалиль. Уңыш бәйрәме / Праздник урожая
Проверь себя
Резеда Валиева. Иң матур җир / Самое красивое
место
Лябиб Лерон. Татар баласы / Татарский ребенок
Гумар Баширов. Нинди ул Татарстан? / Какой он
Татарстан
8
Зима. Моя семья ( 2часа)
9
Фатих Хусни. Беренче кар / Первый снег
Виталий Бианки. Куян, Көртлек, Аю һәм Кыш
бабай / Заяц, Куропатка, Медведь и Дед Мороз
Габдулла Тукай. Җир йокысы / Сон земли
Абдулла Ахмет. Кышкы матурлык / Зимняя
красота
Роберт Миннуллин. Чыршы әйләнәсендә / Вокруг
ёлки
Васима Хайруллина. Әдәп / Приличие
10
Абдулла Ахмет. Малайлар аңламады / Мальчики
не поняли
Ахсан Баян. Яхшылык кире кайта / Доброта
возвращается
Накип Каштанов. Йөнтәс песи баласы / Мохнатый
котёнок
Резеда Валиева. Яңа көрәк / Новая лопата
Рафис Гиззатуллин. Көтелмәгән сорау /
Неожиданный вопрос
21
Мои родственники. Весна ( 3 часа)
11
Резеда Валиева. Туган көндә / В день рождения
Анас Хасанов. Сез ни әйтерсез икән? / А вы что
скажете?
Абдулла Алиш. Утлы йомырка / Огненное яичко
12
Рабит Батулла. Карурманга бара Мөбарәк /
Мубарак идет в тёмный лес
Фанис Яруллин. Кояштагы тап / Пятно на солнце
Шаукат Галиев. Җиргә язны кем китерә? / Кто
приносит весну?
13
Дардеменд. Кояш нурлары / Солнечние лучи
Гильмия Тагирова. Дания тополе / Тополь Дании
Мы любим сказки (2 часа)
14
15
Гөлчәчәк / Гульчачак. Татарская народная сказка
Соңгы бөртек / Последнее зернышко. Удмуртская
народная сказка
Тату туганнар / Дружная родня. Корейская
народная сказка
Габдулла Тукай. Су анасы / Водяная
Абдулла Алиш. Чукмар белән Тукмар / Два петуха.
Чукмар и Тукмар
В здоровом теле здоровый дух. Лето ( 2 часа )
16
Йолдыз Шарапова. Татарстан — спорт иле /
Татарстан — страна спорта
Хакимҗан Халиков. Хәрәкәттә — бәрәкәт / В
движение — сила
Сания Ахметзянова. Үрнәк алыйк / Возьмём
пример
17
Марзия Файзуллина. Җәй җитте / Пришло лето
Габдулла Тукай. Яңгыр / Дождик
Галимжан Ибрагимов. Җәйге көндә / В летний
день
Гариф Ахунов. Сабан туенда / на Сабантуе
22
Тематическое планирование по литературному чтению на родном языке
по учебному пособию «Адаби уку.
4 класс» 1,2 ч
Авторы: Ф.Ш.Гарифуллина, И.Х.Мияссарова
Казан «Магариф-вакыт» нашрияты, 2020
(в неделю- 0,5 часов , всего – 17 часов)
№
Тема
Дата
п\п
по плану фактич.
1
Устное народное творчество. Татарские
народные сказки. Ветряная телега. Жаворонок и
Солнце. Миф.
2
Ф.Амирхан. Девушка Зухра на луне. Баит СакСок.
3
И.А.Крылов. Ворона и Лисица. М.Гафури.
Стрекоза и Муравей. М.Гафури. Курица и Утка
4
Изображение природы в произведениях поэтов и
писателей. Г.Тукай «Луна и Солнце», «Шурале»,
«Фатыйма и Соловей»
5
Изображение природы в репродукциях
художников и в литературных произведениях.
Г.Тукай «Шурале», Б.М. Альменов «Шурале».
6
Описание природы в стихотворениях поэтов
М.Гафури, М.Джалиля и картине Ф.А.Васильева
«Перед грозой».
7
Зимой. Г.Хасанов «Зимний лес», Ф.Яруллин
«Самая счастливая ночь»
8
А.Алиш «Хвосты», Н.Даули «Облако-дите»,
Р.Башар «Соловьиная роща»
9
Татарские поэты детям. Ш.Галиев «Богатырь»,
«Испытание», «Соседские яблоки».
10 Татарские поэты детям. Р Миннуллин «Новый
вид спорта», «Мама, я увидел шенка». Х
Халиков «Мой дед», «»Что за птица?»
11 Татарские поэты детям. Ф.Яруллин «Девочка –
трудяга», «Несмываемый позор»
12 Делай добрые дела! С.Адгамова «Друзья»
13
Д.Аппакова «Башмачки».
14 М.Зощенко «Бедный Федя». Р.Валиева «В день
Победы»
23
15
16
17
Таинственный мир фантастики . Л.Лерон «Сын
Шурале” А.Тимергалин “На странной планете
(отрывок)”
Писатели мира. Переводы. Г.Х.Андерсен
«Стойкий оловянный солдатик», Д.Свифт
«Гулливер»
Итоговый урок “Здравствуй, лето!”Проверка
техники чтения.
24