сверстниками;
- формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у
детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих
снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную
адаптацию;
- обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и
социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
организация
системы
эффективного
психолого-педагогического
сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие
диагностико-консультативного,
коррекционно-развивающего,
лечебнопрофилактического, социально-трудового направлений деятельности;
- компенсация недостатков дошкольного развития;
- преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы
через включение детей в успешную деятельность;
- постоянное повышение мотивации ребёнка на основе его личной
заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
- охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;
- социально-трудовая адаптация и интеграция в общество обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с
ограниченными возможностями здоровья, включение родителей (законных
представителей) в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у них
адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных
подходов к проблемам семейного воспитания;
- повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребёнка;
- изменение общественного сознания по отношению к обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья.
1.6. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ
«Карьевская СОШ» организовано в форме инклюзивного обучения в соответствии
с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии и с учетом степени
выраженности недостатков психического и (или) физического развития детей по
заявлению родителей (законных представителей).
1.7. Классы инклюзивного обучения предусматривают совместное обучение и
воспитание учащихся, не нуждающихся в специальных (коррекционных)
программах обучения и учащихся, испытывающих необходимость в обучении по
специальным (коррекционным) программам по решению психолого-медикопедагогической комиссии.
1.8. Деятельность указанных классов строится в соответствии с принципами
гуманизма и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования,
интеграцию специального образования.
2. Организация и функционирование инклюзивных классов
2.1. Инклюзивные классы открываются на основании приказа директора школы по
согласованию с учредителем.
2.2. Класс получает статус класса инклюзивного обучения в случаях, когда в
процессе обучения:
- группе обучающихся класса (или одному ученику) определяется обучение по
адаптированным основным общеобразовательным программам;
- дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей
(законных представителей), в соответствии с заключением ПМПК.
2.3. Наполняемость инклюзивных классов – 25 обучающихся. Количество
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе должно быть не
более 4 человек, имеющих однотипные нарушения здоровья. В случае
необходимости в инклюзивные классы могут зачисляться дети с различными
видами нарушений.
2.4. Для работы инклюзивных классов оборудуются помещения, приспособленные
для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей
работы.
2.5. Для организации и проведения специалистами различных профилей
комплексного обследования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в Школе приказом директора создается психолого-медикопедагогический консилиум (ПМП(к)).
3. Специфика образовательного процесса в инклюзивных классах
3.1. Организация образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения и
воспитания предусматривает создание следующих специальных условий:
- создание коррекционно-развивающей, предметно-пространственной, и
социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного,
моторного и когнитивного развития детей с особенностями психофизического
развития в соответствии с их потребностями;
- создание адекватной возможностям обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья образовательной среды, что достигается обеспечением
общеобразовательной организации соответствующими учебными изданиями,
индивидуальными
техническими
средствами
обучения,
необходимыми
дидактическими средствами;
- организация социального взаимодействия здоровых детей и детей с
особенностями психофизического развития, направленного на исправление либо
преодоление физических и (или) психических нарушений, развитию
толерантности.
3.2. Организация образовательного процесса регламентируется основной
общеобразовательной
программой
начального
общего
образования,
адаптированной основной общеобразовательной программой / адаптированной
образовательной программой и программой коррекционной работы и годовым
календарным графиком учебных занятий.
3.3. В классах инклюзивного обучения образовательный процесс осуществляется в
соответствии с уровнем образовательных программ начального общего
образования, а также адаптированной образовательной программы. Нормативным
срок освоения ООП -4 года, АООП НОО в зависимости от варианта:
Вариант 1 – обучающиеся с ЗПР получают образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья,
в те же сроки обучения (1-4 классы);
Вариант 2 – обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный
вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: 5 лет, за счет введения
первого дополнительного класса.
3.4. Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется
программами для общеобразовательных классов, утвержденными Министерством
образования и науки РФ; школьным учебным планом, составленным на основе
примерной ООП НОО, а также с учетом требований АООП НОО по структуре
дефекта обучающихся с учетом индивидуальных занятий в коррекционноадаптированном блоке; годовым календарным учебным графиком и расписанием
занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми общеобразовательным учреждением
самостоятельно, а также индивидуальным учебным планом для ребенка с особыми
образовательными потребностями.
3.5. Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса
ребенка с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в МБОУ
«Карьевская СОШ», переходе на новую ступень обучения и в течение всего
периода обучения принимает психолого-медико-педагогический консилиум школы
на основании данных углубленного динамического психолого-педагогического
обследования с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) и с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей)
ребенка. Решение консилиума оформляется соответствующим протоколом.
3.6. Индивидуальный учебный план ребенка с ограниченными возможностями
здоровья является приложением к договору, заключаемому между администрацией
Школы и родителями (законными представителями) ребенка.
3.7. При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в него включаются:
- необходимость полного или частичного присутствия тьютора в
образовательном процессе;
- организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий,
дополнительный день отдыха в течение недели и др.);
- организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья по учебникам для
специальных (коррекционных) школ или по учебникам общеобразовательных
школ;
- организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и
предметной направленности;
- организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных
коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и
другими специалистами;
- форма и продолжительность самоподготовки учащихся.
3.7. Индивидуальный учебный план для обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья может разрабатываться на учебный год, либо на полгода,
либо на каждую четверть. Совет по инклюзии школы вправе в любое время
вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов,
родителей (законных представителей), членов ПМПК.
3.8. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с
Уставом общеобразовательного учреждения, требованиями действующего
законодательства.
3.9. Перевод обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
следующий класс осуществляется на основании решения педагогического совета и
рекомендации ПМП(к).
3.10. Выпускникам, обучающимся в инклюзивных классах Школы, выдается в
установленном порядке документ государственного образца об уровне образования
при успешном прохождении итоговой аттестации.
4. Финансирование
4.1. При наличии в Школе более трех классов такого типа может рассматриваться
вопрос о введении в штатное расписание Школы дополнительно ставки
специалистов: педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога,
учителя-логопеда, тьюторов и др.
4.2. Классным руководителям инклюзивных классов производится доплата за
классное руководство в полном объеме.
4.3. Педагогическим работникам, специалистам инклюзивных классов
устанавливается персональная разовая надбавка из накопительных средств
социальной поддержки работников образования Школы не менее 2-х раз в год.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента принятия и действует до
принятия нового.
5.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся педагогическим
советом и принимаются на заседании педагогического совета.
5.3. Настоящее Положение вывешивается для ознакомления на сайте Школы.