- выявление и ранняя диагностика характера и причин затруднений в обучении
и поведении обучающихся различных групп (дети-инвалиды, дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в социально
опасном положении, дети, которые испытывают затруднения в освоении ООП);
- выявление актуальных и резервных возможностей развития
обучающихся;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональноличностных перегрузок и срывов;
- анализ и организация исполнения рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии, отдельных специалистов, обследовавших детей;
- определение и конкретизация специальных условий, содержания и
способов организации психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с особыми образовательными потребностями;
- разработка учебно-воспитательных мероприятий / программ психологопедагогической и медико-социальной помощи, а также их корректировка на
основе анализа эффективности;
консультирование
родителей
(законных
представителей),
педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих
интересы ребенка;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение
психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры педагогов,
родителей, детей.
Раздел 3. Организация работы ПМПк
3.1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами ПМПк
осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или
педагогов общеобразовательного учреждения с согласия родителей (законных
представителей) на основании письменного заявления или договора между
школой и родителями (законными представителями) обучающихся,
воспитанников в присутствии родителей. Медицинский работник,
представляющий интересы ребенка в общеобразовательном учреждении (по
согласованию), при наличии показаний и с согласия родителей (законных
представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
Групповая диагностика класса проводится в присутствии классного
руководителя по запросу администрации.
3.2.
Обследование
проводится
каждым
специалистом
ПМПк
индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на
детей. По данным обследования каждым специалистом составляется
заключение и разрабатываются рекомендации.
3.3. На каждого обследованного ребенка заполняется индивидуальная
карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального
обследования, заключения и рекомендации.
По каждому обследованному классу заполняется отдельный протокол.
3.4. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка
каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику состояния
психофизического развития ребенка (общую характеристику класса) и
программу
специальной
(коррекционной)
помощи,
обобщающую
рекомендации специалистов.
Коллегиальное
заключение
ПМПк и
рекомендации подписываются председателем и всеми членами ПМПк
(разборчиво).
3.5. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей,
имеющихся в общеобразовательном учреждении) осуществляется по
заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
3.6. Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации,
касающиеся отдельных обучающихся, доводятся до сведения родителей
(законных представителей), педагогов в доступной для понимания форме.
Предложенные рекомендации реализуются только с их письменного согласия
родителей (законных представителей).
3.7. Заключения по классу доводятся до сведения работающих в нём
педагогов.
3.8. В период реализации рекомендаций ребенку (классу) классный
руководитель отслеживает своевременность и правильность оказания ему
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ее эффективность,
динамику развития ребенка и выходит с инициативой повторных обсуждений
на ПМПк.
3.9. При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения
спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным
представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию.
3.10. Периодичность проведения консилиумов определяется реальным
запросом на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с особыми
образовательными потребностями. Заседания ПМПк подразделяются на
плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
Плановые консилиумы проводятся не реже одного раза в квартал.
3.11. Специалисты ПМПк выполняют работу в рамках основного рабочего
времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным
запросом на осуществление психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения детей с проблемами в развитии. Специалистам может быть
установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой определяется
общеобразовательным учреждением самостоятельно.
3.12. Консилиум работает во взаимодействии с психолого-медикопедагогическими комиссиями и образовательными учреждениями для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
3.13. При направлении ребенка в ПМПК копия коллегиального заключения
ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки, передается с
сопровождающим представителем ПМПк или направляется по почте, копии
заключений специалистов направляются только по почте или передаются с
представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения
специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только
по официальному запросу.
Раздел 4. Порядок создания ПМПк
4.1. Психолого-медико-педагогический консилиум создается приказом
директора общеобразовательного учреждения при наличии соответствующих
специалистов.
4.2. Ответственность за организацию и результаты деятельности ПМПк,
общее
руководство
работы
ПМПк
осуществляет
директор
общеобразовательного учреждения.
4.3. ПМПк осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом
общеобразовательного учреждения и Положением о психолого-медикопедагогическом консилиуме общеобразовательного учреждения.
4.4. Председателем ПМПк назначается заместитель директора школы по
учебно-воспитательной работе.
4.5. Состав ПМПк может варьироваться в зависимости от характера
возникшей проблемы. Примерный состав ПМПк:
- заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе;
- учителя начального общего образования, со стажем работы не менее 10
лет, имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ и категорию не ниже соответствия
занимаемой должности;
- учителя основного общего образования, со стажем работы не менее 10
лет, имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ и категорию не ниже соответствия
занимаемой должности;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- учитель-логопед или учитель-дефектолог;
- медицинский работник.
4.6. В случае необходимости для работы в консилиуме могут привлекаться
(по договору) специалисты, не работающие в общеобразовательном
учреждении (психиатр, педиатр, невролог, тифлопедагог, сурдопедагог, другие
специалисты).
4.7. Специалистами консилиума ведется следующая документация:
- журнал записи и учета детей (классов), нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи;
- заключения и рекомендации специалистов;
- коллегиальные заключения и рекомендации ПМПк;
- карты развития обучающихся;
- протоколы заседаний;
- аналитические материалы.
У председателя консилиума находятся нормативные правовые документы,
регламентирующие деятельность ПМПк; список специалистов ПМПк
(приложение 3); расписание работы специалистов и консилиума (Приложение
1, 2).
Раздел 5. Обязанности и права членов ПМПк
5.1. Специалисты ПМПк имеют право:
- вносить в администрацию общеобразовательного учреждения
предложения по обеспечению профилактики физических, интеллектуальных и
эмоциональных перегрузок и срывов обучающихся, созданию психологически
адекватной образовательной среды;
- вносить предложения по работе консилиума и обсуждаемым проблемам;
- выбирать и использовать методические средства в рамках своей
профессиональной компетенции и квалификации.
5.2. Специалисты ПМПк обязаны:
- руководствоваться в своей деятельности профессиональными,
этическими
принципами,
нравственными
нормами;
сохранять
конфиденциальность сведений, неадекватное использование которых может
нанести ущерб здоровью, психологическому состоянию ребенка и его семье;
- защищать всеми законными средствами на любом профессиональном,
общественном и государственном уровне права и интересы детей и их
родителей (законных представителей).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
О формах учета деятельности специалистов ПМПк
Журнал записи детей на ПМПк
№ Дата,
п/п время
Ф.И.О.
ребенка
Дата
График
рождения
Инициатор
Повод
Пол
консультирования
(число, месяц,
обращения обращения
специалистами
год)
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и
коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
№
п/
п
Дата,
врем
я
Ф.И.О.
ребенк
а
Дата
рождени
я (число,
месяц,
год)
По
л
Проблем
а
Заключение
специалиста
или
коллегиально
е заключение
ПМПк
Рекомендаци
и
Специалис
т
или состав
ПМПк
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника
Основные блоки
1. «Вкладыши»:
— педагогическая характеристика;
— выписка из истории развития;
при необходимости получения дополнительной медицинской информации о
ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую
поликлинику по месту жительства ребенка.
2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам):
— заключения специалистов ПМПк;
— коллегиальное заключение ПМПк;
— дневник динамического наблюдения с фиксацией:
- времени и условий возникновения проблемы,
- мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их
эффективности,
- сведений о реализации и эффективности
рекомендаций ПМПк.
График плановых заседаний ПМПк
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными
представителями) обучающегося, воспитанника и с ПМПК
Договор
между образовательным учреждением (в лице руководителя
образовательного учреждения) и родителями (законными
представителями) обучающегося, воспитанника образовательного
учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и
сопровождении
Руководители (законные представители)
обучающегося,
воспитанника
______________________________________
Руководитель образовательного учреждения
______________________________________
_______________________________________
______________________________________
_______________________________________
(указать фамилию, имя, отчество ребенка и
(указать фамилию, имя. отчество)
родителей
(законных
представителей),
подпись_____________
характер
родственных
отношений
в
М.П.
соответствии с паспортными данными)
подпись______________
М.П.
Информирует
родителей
(законных
представителей)
обучающегося,
воспитанника об условиях его психологомедико-педагогического обследования и
сопровождения специалистами ПМПк.
Выражают согласие (в случае несогласия
договор не подписывается) на психологомедико-педагогическое
обследование
и
сопровождение обучающегося, воспитанника
в соответствии с показаниями, в рамках
профессиональной компетенции и этики
специалистов ПМПк.
Договор
о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и
психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного
учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства
ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др.
________________)
и
ПМПк
образовательного
учреждения
_______________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
ПМПк обязуется:
1. Направлять детей и подростков с
отклонениями
в
развитии
для
обследования на ПМПК в следующих
случаях:
— при возникновении трудностей
диагностики;
— в спорных и конфликтных случаях;
—
при
отсутствии
в
данном
образовательном учреждении условий для
оказания
необходимой
специализированной психолого-медикопедагогической помощи.
2.
Информировать
ПМПК
соответствующего уровня:
— о количестве детей в образовательном
учреждении,
нуждающихся
в
специализированной психолого-медикопедагогической
помощи;
— о характере отклонений в развитии
детей, получающих специализированную
психолого-медико-педагогическую
помощь
в
рамках
данного
образовательного
учреждения;
—
об
эффективности
реализации
рекомендаций ПМПК.
Руководитель
образовательного учреждения
____________________(подпись)
Председатель ПМПк
____________________(подпись)
М.П.
ПМПК обязуется:
1. Проводить своевременное бесплатное обследование
детей и подростков с отклонениями в развитии по
направлению ПМПк образовательного учреждения,
территориально относящегося к данной ПМПК, с
последующим информированием ПМПк о результатах
обследования.
2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать
обмен опытом между специалистами психологомедико-педагогических консилиумов образовательных
учреждений, территориально относящихся к данной
ПМПК.
3. Осуществлять динамический контроль за
эффективностью реализации рекомендаций по
отношению к детям, прошедшим обследование на
ПМПК, при необходимости вносить коррективы в
рекомендации.
4. Информировать родителей о всех имеющихся в
стране возможностях оказания ребенку психологомедико-педагогической помощи (с опорой на
имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с
выявленными
отклонениями
в
развитии
и
индивидуальными особенностями ребенка.
Заведующий ПМПК
____________________(подпись)
М.П.